Хочу попробовать записывать сюда то, что я бы назвал так: «методологические азы». Нужно ли это кому-нибудь кроме меня самого, понятия не имею. А мне для чего? Как зарубки в лесу. Дело в том, что, прочитав кучу текстов и не по одному разу (как редактор), я так и не ощущал себя вполне понимающим, чего-то не щелкало внутри…
(Разговор с даймоном. Я:
(
Read more... )
Comments 28
Reply
Я не "настаивал на независимости" метода от объекта. Конечно, в конкретном исследовании и т.д. метод сообразуется с объектом и поэтому в рефлексии можно выделить и зависимое, и независимое. Но мне было важно подчеркнуть "методологический поворот" (это соответствует парадигматизации, о которой Вы пишете), из которого рождается методология как систематика нормативных методов и средств, которые "живут" отдельно от онтики и в синтагматике прилагаются к ней как к материалу, со свойствами которого, конечно же, нужно считаться.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Вы пишете"В мышлении о некотором предмете, помимо того, что определяется этим объектом, есть и нечто, от объекта независимое". С таким утверждением согласиться любой научник натуралист.Действительно, с его точки зрения, безусловно в мышлении есть еще много элементов кроме отражения объекта, и уж точно присутсвуют организационная часть.
Проблема не в том, что в мышлении не определено объектом. Проблема в различении 1) объекта и предмета. 2)материала опыта и объекта.
Объект всегда сформирован мышлением на материале опыта. И онтология тоже продукт мышления.
Мы строим и ту и другую ортогональные плоскости, но работаем с ними по-разному.
Reply
Reply
Галилей в начале своей работы построил новую онтологическую картину падения: тела падали в пустоте, форма тела не имела значения, в падении не было никакой определенной скорости - она постоянно изменялась. Падение характеризовалось ускорением, а не скоростью.
И вот это построение онтологии (сложнейшая методологическая работа) создавало впервые объект изучения на основе МАТЕРИАЛА ОПЫТА. И только после этого построения, можно было осуществлять тождество бытия и мышления - сказать вот он объект.
Reply
Конечно, научник-натуралист согласится, "в мышлении есть еще много элементов кроме отражения объекта, и уж точно присутствует организационная часть". У меня и не было непременной цели на нулевом шаге ему, натуралисту (точнее, натуралисту в себе самом), противопоставиться - наоборот, я хочу исходить из того, что и он признает. Но он не готов сделать тот ортогональный поворот, который позволяет рассматривать объект, онтологию как продукт мышления. И сделать его еще раз, чтобы различить предмет и объект. Мне важно было на самом повороте зафиксироваться.
Reply
Reply
kaktus77 написал очень ясно. Попытаюсь пересказать своими словами. В простейшем случае, на одной доске у нас лежит изображение объекта, то, над чем мы работаем - неважно, объект онтологический, или модель объекта, проект, а на другой перпендикулярной доске то, что имеет иной статус, схемы средства, собственного мышления. Весь фокус состоит в том, что мы видим не только объект нашего мышления (как обычно), но и свое мышление, которое мы можем за счет этого организовывать, выстривать методы, фиксировать позиции и т.д.
Я считаю, что вашем примере было два упрощения:
1)Вы на первой доске допускали какой-то сам по себе существующий объект из какой-то вдруг взявшейся онтологии.
2) Вы на второй доске допускали только оргдеятельностную действительность.
Reply
Leave a comment