ух!

Apr 08, 2009 16:12

Прочитал в редактируемом тексте Г.П.Щ.: "видеть мысль, отвлекаясь от ее предметного содержания". И ведь точно: саму мысль, в тех ее - собственных - свойствах, в которых она может быть помыслена о чем угодно. Мысль, ортогональная предмету. Мысль как метод, как инструмент. Молотком можно забивать или разбивать что угодно ( Read more... )

Щедровицкий, мышление, метод

Leave a comment

Comments 8

kruglov_s_g April 8 2009, 12:59:10 UTC
поди, об одном...
(только - о курице или о яйце)

мысль есть вещь.
идея есть носитель идеи...

Reply


kaktus77 April 8 2009, 14:34:20 UTC
Это разное об одном или о разном?

В смысле? :) Вы спрашиваете - здесь два предмета или один? Но в первом-то случае - не одного.

А так два противоположных подхода, конечно. Первый - мысль обращается в (тот или иной) предмет. Второй - предмет обуславливает мысль (метод). Оба, впрочем, необходимы, каждый на своем месте. И в этом смысле вторичны, а первично тождество (неразличенность) предмета и метода. А различать и разносить - можно уже по разному, смотря откуда.

Reply

tugodum April 8 2009, 16:00:46 UTC
* первично тождество (неразличенность) предмета и метода
----------
это догмат веры? :>)

Reply

kaktus77 April 8 2009, 16:09:25 UTC
Да

Reply


meixon April 8 2009, 21:11:00 UTC
Вот смотрите. Я говорю: тело, не встречая препятствий, падает на поверхность земли с постоянным ускорением, не зависящем от его веса. Это мысль? Если да, вы можете отделить здесь мысль от предмета?

Reply

gignomai April 8 2009, 21:27:39 UTC
Павел, мне кажется, Вы не слышите модальности моих высказываний. Я ведь обращаю внимание на два разных захода к пониманию того, ЧТО считать мыслью. В приведенном высказывании Г.П. мысль (и здесь это то же, метод или средство мышления) абстрагируется от предмета. Она (данный тип мысли, данное мыслительное средство) очищается от него, чтобы войти в арсенал мыслительных средств, которыми можно пользоваться в разных ситуациях. По-моему, из обнаружения этой возможности родилась методология (принцип непараллелизма мышления и бытия и т.д.). "Капитал" читается не ради предмета политэкономии, а ради того, как Маркс мыслил. Альернативный заход: каждый предмет требует своего рода мысли. Ваш пример здесь ничего не дает, п.ч. на него можно посмотреть и так, и эдак, мыслить мысль предметно или "средственно".

Reply

meixon April 8 2009, 21:32:16 UTC
Я только хотел сказать, что отделить мысль от предмета, произвести ее распредмечивание - очень не простая работа, не проделав которую, мы остаемся в абстрактной мысли о мысли.

Reply

gignomai April 8 2009, 21:50:03 UTC
Да-да, конечно. Мне захотелось остановить взгляд на той точке, где живет возможность выбрать: стоит ли распредмечивать или это дело "нехорошее"?

Reply


Leave a comment

Up