Jun 30, 2008 15:32
Показалось интересным в лекциях Г.П.Щедровицкого, прочитанных в середине 80-х в СоюзморНИИпроекте:
Мышление нужно только двум предельным группам людей. Во-первых, власть имущим, отвечающим за состояние целого, оно им реально нужно, если они реально отвечают за это. Во-вторых, мышление нужно революционерам, поскольку они борются с власть имущими. Так было всегда. Всем другим мышление вообще не нужно, они добиваются счастья, слава богу, без мышления, и это очень здорово. Они живут без знания, их вполне устраивают мифы, и это тоже очень здорово.
- А как же быть с Аристотелями, Гегелями и пр.?
Щедровицкий. А интересно, вы что думаете, что Аристотель или Гегель не имели власти? Здесь, кстати, очень интересно понятие власти.
- Шопенгауэр, например, судился всю жизнь со своей хозяйкой и в конце концов проиграл процесс.
Щедровицкий. Ну и что? А почему вы думаете, что власть имущие выигрывают? И, кстати, революционеры всегда ведь принадлежат к слою власть имущих. Это ведь есть борьба внутри этого слоя, между теми, кто сейчас держит власть, и теми, кто выступает против них, в надежде ее получить. Как говорил Маугли, «мы одной крови», и Аристотель ведь не случайно воспитывал Александра Македонского и вкладывал в него эти идеи, и непонятно, кто был великим преобразователем мира и власть имущим, если считается, что в Индию Александр пошел, реализуя Аристотелевские идеи панэллинизма и что они, в конце концов, реализовали их. Он замыслил вот такую безобразную вещь, как распространение греческого влияния на всю ойкумену, вложил это в Александра Македонского и тот отправился воевать со своими приятелями, получая от этого удовольствие. Кто, спрашивается, был власть имущим?
…
Вот давайте я теперь переверну свое утверждение, может быть, тогда будет более понятно то, что я говорю. Мышление нужно власть имущим, а тот, кто мыслит, тот и есть власть имущий, поскольку только за счет мышления можно объять мир и осуществить власть над ним. Это иллюзия, что власть имущим является тот, кто пишет указания и ставит там свой росчерк, он, между прочим, служащий, и это очень точно мы говорим: слуга народа.