Пока я набираюсь сил, в порядке разминки почитываю диссертацию ГП.
И вот набрел там на место…
ГП критикует Канта. Суть критики (моими словами, соответствующий кусок текста диссертации - под катом) в следующем. Ошибка Канта - в том, что он Форму (априорные формы рассудка) мыслит как нечто субстанциональное, отдельное от Содержания (данных
(
Read more... )
Comments 112
Сам же Платон ставил проблему бытия идей. Т. е. идеи существуют как-то иначе совсем, не как вещи. Например (и этот ход есть у Платона) они существуют как образцы, в культуре. В отличие от социального существования вещей, событий и т. д.
Для Аристотеля же бытие - это всегда бытие субъектное (в схоластическом смысле), бытие непосредственно данного, наличное. Соответственно, он и платоновские идеи переинтерпретировал в наличное, чем и задал этот тренд на субстанциализацию формы. Который расцвел уже в схоластической теологии - форма-душа как субстанция.
Reply
А в понимании того, как ГП Канта критикует, я ничего не напутал? :)
Мне, собственно, важнее всего самому научиться методологически правильно пользоваться этой "загадочной" (для меня) категориальной оппозицией.
Reply
А по критике Канта, Вы, имхо, зря опустили первые различения. Вроде здесь важно, что категории формы и содержания у Канта вытекают из субъектно-обьектных отношений: бесформенный объект и бессодержательный субьект. (откуда, кстати, сразу и следует понятие вещи в себе)
Т.е. субстанциализация формы здесь следствие субстанциализации субъекта.
И это совсем другое, нежели чем у (псевдо) Платона :)
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Leave a comment