Климент без номера 3: богословская синонимия

May 21, 2008 11:54

В отношении этой темы я сейчас в самой думательной пучине барахтаюсь и когда вынырну непонятно. Посему помечу только несколько вопросов-вешек.
Ну вот смотрите, что деется? День - это и Свет, и Логос (т.е. Бог, одно из Лиц Троицы. Ну как это вместить уму?
День - это из категориального пространства "Время". Свет - ... субстанция - ну тут много вопросов: ясно, что не электромагнитное же поле имеется в виду... Логос. Как это можно отождествлять? (Разве что "выворачивать" одно через другое попробовать, как методологи говорят?).
А что такое вообще тождество? Вот тут кстати затеянный осмотр всего своего ЖЖ-пути. Вопрос о тождестве и различии (изменении) я уже ставил (http://gignomai.livejournal.com/74884.html, http://gignomai.livejournal.com/77218.html, http://gignomai.livejournal.com/80928.html) - в связи в основном с тождеством (единством в изменении) лица. Впрочем, тут может быть даже ближе тема человека как образа Божия, к которой я тоже подступался (http://gignomai.livejournal.com/84359.html, http://gignomai.livejournal.com/91921.html, http://gignomai.livejournal.com/92373.html) или тема типологии и аллегории, с которой чуть ли не начался мой журнал (http://gignomai.livejournal.com/816.html). (Эти ссылки - мне для дальнейшей работы).

Но все-таки... Суть, если обратиться к Клименту, из думанья над которым рождаются эти вопросы, суть - в том, что День пришел (наступил, занялся) = Свет просветил = Логос воз-родил, Собой усыновив Отцу. Всё это - действие (энергейя). Т.е. смысл тождества - действенный, энергетический, конкретизируя: сотериологический, спасительный, домостроительный. (Но что-то подобное, кажется, писал со ссылкой на св. отцов Чекановский, говоря о смысле кеносиса - поискать вот там: http://gignomai.livejournal.com/101247.html).
И нечто подобное же при взгляде от нас: образ - окно в Первообраз, то, через что мы обращаемся к Первообразу (тут пришла пора задействовать Шифферса с его "принципом всеобщей иконичности"). И опять к действию: образ (оговоримся пока: в особых, литургических случаях, по вере Церкви) обладает энергией (действием) Первообраза, замещает Его...
Так пока.
Previous post Next post
Up