Случилось тут в одном разговоре коснуться темы национального покаяния. Я, признаюсь, долгое время не принимал этой идеи: с чего бы, думал, мне и моему современнику каяться за преступления, совершенные другими людьми в прошлом, хоть они и часть моего народа, да хоть и прямые предки? Каждый отвечает за себя
(
Read more... )
Comments 51
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категориям: Знаменитости, Общество.
Если вы считаете, что система ошиблась - напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Reply
Но Вы не поняли, о чем речь. Речь о том, кому принимать на себя ответственность за преступления, совершенные в период, когда все жили в одной стране.
Reply
Однако это чисто умственное построение, сродни рассуждениям в конце 1980-х о необходимости 40 лет пустыни для... кого? Полит. субъекта нет до сих пор. Но кто каялся в истории? Никто. Пресловутые немцы каялись только перед евреями, и то потому, что их допекли. Всё прочее прошло мимо их сознания.
Reply
Reply
Reply
А состоялось ли осмысление... рад за Вас, что Вам все ясно. А по мне так еще много думать надо.
Reply
А копать можно до бесконечности... Почему останавливаться на скажем, третьем, или скажем, пятом поколении предков?
Где граница ответственности?
Каин?
А как быть тогда потомкам Авеля?
А как быть потомкам снайпера, уничтожавшего, к примеру, немецких военных в Сталинграде?
Тут что-то уж воля Ваша, совсем размазанное выходит...
Reply
Но я догадываюсь, что несмотря на пояснение того, как я понимаю покаяние, воспринимается как вопрос о том, кому надо слезы лить и кого наказывать надо. А я-то писал о мышлении. Тут не бессмысленно и в историю с Авелем всмотреться, вопрос актуальности для "кающегося".
Reply
пусть мы воспримем это как описание покаяния
как рабочее определение
под него, кстати отлично подходит описание вождения автомобиля в дождливый день
все равно возникают серьезные сомнения в реальности подобного процесса в области
что-то изменить - что изменить?
И, если это мыслимо, каким образом этот процесс может быть коллективным?
воля Ваша, но призывы к "национальному покаянию" есть, на мой взгляд обычные демагогические приемы специалистов по пропаганде, направленные на изменение сознания целевой аудитории в пользу заказчика
Reply
Сравнение с автомобилем только видимости выглядит как сведение к абсурду. Это просто тривиальный (для мышления) случай возможной "перемены ума" - в данном случае после аварии.
А на идее осмысления того, в чем значение "грехопадения Адама", стоит все христианское богословие.
И Вы станете отрицать необходимость извлечения уроков из Русской Революции? Или будете, как соседствующий комментатор, утверждать, что всё уже осмыслено и понято? Или то, что это осмысление - дело коллективное, в котором ценен вклад каждой позиции, профессиональной, житейской и др.?
Reply
Reply
Почему я употребил слово "покаяние"?
1) Потому что в таком осмыслении негативное заслуживает большего внимания; продуктивнее думать о допущенных ошибках, чем о достижениях. Хотя (на это обратила мое внимание один из комментаторов) в этом может быть некоторая односторонность.
2) Потому что в том, что принято называть "покаянием" (религиозным), главное, на мой взгляд, именно такое осмысление (а вовсе не "слезы раскаяния" и самобичевание).
Reply
Reply
Я не про "менталитет", а про то, что люди могут и должны бы помогать друг другу в осмыслении важных для них всех вопросов.
Мне, например, помогают мыслить многие Ваши посты, независимо от того, во всем ли я с Вами согласен. Жж тоже в некотором роде "коллективное мышление".
Reply
Leave a comment