Климент без номера: медитация

May 16, 2008 23:42

Попытался втиснуть тайну в простую схему. Схема какая? Начало, конец и между. Родился - жил - помер. Пришел - посидел - ушел. Схема предназначена для изображения того, что происходит во времени. А если ее применить к самому времени? Но время (как поняли уже греки) неотделимо от движения вещного мира (чередование ночи и дня, того-сего). Значит, до сотворения мира времени быть не могло, нечему было времениться; время сотворено вместе с миром. (И это давно подумано - Филоном, Климентом, Августином, - в книге Шуфрина все эти свидетельства подобраны). Отсюда идея вынести начало и конец за пределы времени. Куда? В вечность, в "присносущное Днесь" ("днесь" - это по-славянски "ныне", "сегодня", но не скажешь же "сегодня", сего дня...). И разнести по графам то, что во времени, и то, что вне его. И что? Вот тут-то все парадоксы и вылазят, и вопят о себе. Во-первых, и вне времени остается "когда" - ну хоть потому, что начало-то РАНЬШЕ конца... Во-вторых (и вопреки этому), содержание Дня Единого и Последнего Дня, Свет - это не разные Светы (как у меня получилось на схеме), а один и тот же Нетварный Свет, Свет-Слово, "Который просвещает всякого человека, приходящего в мир"... В-третьих, где происходит таинство рождения свыше? В Вечности, через причастие Рождению Сына - в этом смысл, прототипический смысл крещения. Но разворачивается оно во времени...
Мы не можем мыслить не различая, не схематизируя. Но, когда речь заходит о базовом, предельном, задающем тотальные рамки всякой речи-мысли, то схема, видимо, может играть лишь апофатическую роль, указывая на то, что в нее не вмещается, как на главное.

конец, схематизация, вечность, Климент Александрийский, время, начало

Previous post Next post
Up