кто решает, как мне быть

Oct 27, 2019 16:10

Догнал старый, так и не решенный вопрос. Но скажу его не по-старому, а заново.
Вот мы молимся словами "Отче наш" - "Да будет воля Твоя", т.е. мы просим Бога, чтобы исполнялась Его воля, а не наша худая, лженаправленная, не наши страстные желания. Но ведь чтобы молитва наша была искренней, не притворной и не формальной, нужно хотеть этого - того, чтобы Его воля, а не моя и т.д. Это "хочу" - чья воля? Она ведь не Божья - я только хочу, чтобы Божья восторжествовала. И она не моя - поскольку от той я отказываюсь в пользу воли Божьей...

И контекст, в котором встал - когда-то - этот вопрос.
Был такой спор в Церкви: две воли у Богочеловека Иисуса Христа или одна. Церковь признала, что две - хотя для того, чтобы утвердилось это представление, св. Максиму Исповеднику, его основному защитнику, пришлось побыть в одиночестве и помучиться, язык ему за это отрезали братья-христиане.
А что значит, что у Христа две воли, божественная и человеческая. Это значит, что воля - принадлежность природы, а не лица. Лицо Иисуса - одно, а природы и воли две.
Но, значит, и моя воля природна. Голод, скажем, или эрос - они от природы человеческой. И таковой их характер я легко опознаю по тому, что они непроизвольны, они как бы и не от меня (не от моего лица) исходят, а помимо. А я уж как-то управляюсь с ними, подчиняюсь или им противостою. Противостою, чтобы не по моей, а по Божьей воле свершилось.
Отцы меня учат, чтобы молился о Божьей помощи в этом - без нее, говорят, не справишься. Ну да, согласен, но молиться-то тоже труд немалый, в наше-то суетное время особенно - собраться надо, волю нужно для этого иметь.
К чему я все это клоню? К тому, что нет только воли Божьей и воли природно-человеческой, есть еще какой-то род воли - ипостасной, личной. И, соответственно, лицо не есть только совокупность индивидуальных особенностей, а носитель свободно-волевого начала... Не получается без этого понять human condition. Без этого нет человека, есть природная организованность, в которой природные силы действуют, и божественное начало, промыслительное, которые между собой все и решают - как с этой организованностью именем человек Х дальше будет. Ни свободы, ни ответственности, ни греха, ни покаяния, ни гибели, ни спасения...

воля, свобода, Максим Исповедник, ипостась, лицо

Previous post Next post
Up