Ещё о тайне

Feb 07, 2019 08:53

В прошедшем обсуждении было высказано - pavel_g_m- одно интересное суждение: "Непостижимость - лишь внешний атрибут тайны. По существу, тайна вне познавательных категорий". Слово "тайна" (от "таить", скрывать), очевидно, синоним "непознаваемого". Но, заранее соглашусь, филология здесь не может быть решающим аргументом. Возьмём более простой случай: называя ( Read more... )

Тетраграмматон, тайна, Аристотель, Бог

Leave a comment

Comments 27

pavel_g_m February 7 2019, 07:36:03 UTC
Спасибо. Вы точно по существу поняли то, что я хотел сказать.
Я только хочу добавить. Тайна еще может включать особое отношение к предмету, например, благоговение, удивление, почитание и т.д. Тайна это другая направленность на предмет, нежели постижение, познание. Например, можно сказать "я все знаю о цвете, о природе цвета, о его физиологии и психологи, но я смотрю на вот этот цвет и я ощущаю тайну цвета". Тайна - это особое отношение, и соответственно она предполагает не границы познания, а особый режим познания, мышление, языка.

Reply

gignomai February 7 2019, 07:45:14 UTC
На языке, который я считаю более точным, иначе: то, что является тайной, т.е. недоступным познанию, в силу других, неизвестных мне свойств, вызывает благоговение и т.д.

Reply

pavel_g_m February 7 2019, 09:02:45 UTC
Почему тайна = недоступное познанию ?

Reply

gignomai February 7 2019, 10:25:35 UTC
По смыслу слова.

Reply


pavel_g_m February 7 2019, 07:54:14 UTC
Границы познанию в широком смысле ставят те (Вы, например), кто делает тайну (непознаваемое) сущностной, а не эпистемологический характеристикой.
______________________________________
Действительно, я считаю тайну сущностной, а не эпистемологический характеристикой. Эпистемологическая характеристика - познаваемость или не познаваемость - это лишь грань тайны обращенная к способности познания, но эта способность человека далеко не главная. С моей точи зрения мы, мы окружены тайнами, познание лишь небольшая составляющая нашего существования, которой в уже несколько веков придается через чур завышенное значение. Одна из самых значительных тайн - тайна бытия. Я попытаюсь о ней сказать в своем ЖЖ, но не уверен что это получиться.

Reply


trita February 7 2019, 08:50:58 UTC
Тут какой-то нонсенс, по моему. Если есть нечто таинственное в строгом смысле -- вы даже не узнаете о присутствии этого нечто, а если вы знаете о присутствии -- то это уже нечто потенциально постижимое, в противном случае каким образом осуществляется связь? Что значит "с Его слов"? Слова ведь должны иметь источник звука, посредник звучания и приёмник. Пусть этот приёмник на данный момент неадекватно воспринимает этот звук, но связь то есть, значит есть и пути постижения. Первобытный человек видел "непостижимую" Луну, а современный на неё летал и постигал -- какие тут сложности?

Эзотерически такую цитату "про Луну" могу предложить: <<...мир явлений насыщается энергией мира качеств, или ценностей, и вибрирует в согласии с ним. Мир качеств сам в свою очередь насыщается энергией и вибрирует в согласии с миром цели, или воли. Поэтому электрический огонь воли и солнечный огонь любви вместе с огнем трения создают мир созданных и созидающих форм. Эти формы создаются по закону притягивающей магнетической любви ради эволюционного достижения ( ... )

Reply

gignomai February 7 2019, 10:58:03 UTC
Так то, что открылось, уже не тайна, но только в том, что открылось. А как знать, что в нем осталось скрытым? И доступно ли это скрытое познанию?

Reply

trita February 7 2019, 11:11:00 UTC
Странный вопрос "как знать, что в нем осталось скрытым?", это ведь уже нонсенс в квадрате, лошадь впереди телеги.

"Знание" это ведь последствие постижения, и мы говорим о "тайне" как рефлексии мыслителя на его собственные ограничения, а не как о чём-то, что осталось скрытым. Говоря "непостижимо" человек имеет в виду "я сейчас не могу", более ничего в этом слове нет. Разве не так? Тогда как?

Доступно ли непостижимое познанию -- это уже другой вопрос. Если ваше знание способно постигнуть принцип познания, принцип пути -- вы найдёте ответ. А если этот принцип ещё непонятен -- вы останетесь в неведении. Тут ведь голая физика, даже если метафизическая: из точка А в точку В вышел познающий...

Reply

gignomai February 7 2019, 11:19:08 UTC
Нет, "как знать" - это риторический вопрос. Я имел в виду, что не знаю ни непознанного, ни предела познанию.

Reply


ioanna_poula February 7 2019, 08:55:44 UTC
Насколько я знаю, <<Аристотеля на стенах церквей>> не рисовали. Были изображения Платона и Сократа. Но Аристотель в этом ряду, насколько я знаю, не стоял.

Еще хотела добавить к своему прошлому комментарию, что сама эта <<Тайна>> существует только для тех, кто пытается вломиться с черного хода (Ин, 10: 1-9). Вскрыть ее, как консервную банку. То есть, с помощью падшего человеческого мышления.Так, конечно, ничего не получится, и <<Тайна>> только углубится.
Это Богочеловеческий двусторонний процесс, в которой любящий человек и любящий Бог устремляются навстречу друг другу. В котором Бог помогает преодолеть все преграды, которые ставит падшая природа человека. "Невозможное человеку возможно Богу". Во всех смыслах.

Reply


ne_sbylos February 8 2019, 06:37:07 UTC
"Тайна" - это адекватный предмету способ постижения. Во всех смыслах, не исключая и нравственного. Просто неприлично пытаться приоткрывать сокрытое (порой). Бездумно втаскиваяв в сферу обыденного познания предметы иного порядка, их лишаются. Они просто перестают существовать, и говорить уже не о чем тогда. Ну на какой прогресс в познании Непорочного Зачатия можно рассчитывать? Да и зачем?! Ведь всё и так яснее ясного. Ни на йоту знание о такого рода предметах приращено быть не может. Можно добавить только еще какое-то количество постигнувших и принявших (эти числа могут не совпасть, наверное).

Reply

gignomai February 11 2019, 14:39:21 UTC
Мне кажется, здесь требуется какое-то важное различение. Видимо, одним словом "познание", "постижение" именуется разное. Ведь для того, чтобы остановиться перед тем, что обессмысливает дальнейшее движение (я это и назвал "стеной"), надо это таким увидеть (узнать). В Вашем примере очевидна неуместность физиологического любопытства. Но невозможность познания эмпирического или логического направляет на другие пути - вера ведь тоже в некотором роде знание.
Моя досада, собственно, была против тех, кто порицает богословие - как движимое недолжным любопытством.

Reply

ne_sbylos February 11 2019, 15:26:35 UTC
вера - это не знание, а способ обращения с ним, отсюда и богословие - это только инструмент веры, а не познание (нового). всю уже известно - как остаться верным этому известному, как укрепиться в вере - вот задача богословия

Reply


Leave a comment

Up