Щедровицкий. Правильно ли я понял, что рефлексия сначала задавалась как способность, а потом говорилось о содержании рефлексии, и этим содержанием было действие.
Генисаретский. Моя цель в рамках данного доклада говорить о рефлексии как о способности. Но рефлексия как способность является результатом оспособления некоторого смыслового содержания. И
(
Read more... )
Comments 17
По-моему, это глубочайшее заблуждение. И ОГ сильно ошибается в том, что время можно как-то там "исключить" (типа, просто глаза закрыть - и готово). Можно закрыть глаза на "гринвича" или на "московское время" или на другое "время планирования", но не на самого себя, который длится, и которому умирать. Я совсем тогда не понимаю, о каком таком "сознании" ОГ речь ведет? Строит царскую дорогу в небеса что ли?
Reply
Если мы, к примеру, говорим о логическом следовании: Все люди смертны и т.д., то мы же понимаем, что отношение между посылкой и выводом не временнОе.
Точно по той же логике ОГ говорит, что отношения между смыслом действия и действием (выявляемые рефлексией) не временнЫе. Чтобы придать им временнОй характер, их надо погрузить во время, это особая операция сознания, обеспечиваемая способностью.
Reply
Как же не временнОе, если вывод следует из посылки с необходимостью. А как понимать необходимость без привлечения времени? По-моему, никак. Необходимость есть одно из выражений "внутреннего времени ( ... )
Reply
------
Ну какое же тут время? Какими часами Вы его измерите? Больше того, даже его направленность не задана: вполне можно от вывода к посылке двигаться.
Время появляется (и здесь-то ОГ кристально ясен) в результате оестествления, когда логические связи включаются в естественный процесс рассуждения: сначала я говорю "все люди смертны", через какое-то время продолжаю "Сократ - человек" и т.д.
Возможно, Вы имеете в виду генезис - то, что логические связи получены обобщением реального опыта рассуждений (которые, конечно, делаются во времени), но генезис - одно, а наличное содержание - другое.
Reply
Leave a comment