Замечательно красивую мысль встретил в разбираемом докладе О.Генисаретского: "То, что на языке системного подхода есть целостность системы, то на языке феноменологии - осмысленность состояния [сознания] понимающего эту систему
( Read more... )
Вы правы: в таком виде фраза бессмысленна, там дефект текста. Либо Ваш вариант правильный, либо пропущено слово "сознание": осмысленность состояния сознания, понимающего... Хотя здесь можно и запятой и без нее... "Сознание" там определенно уместно, именно о его состоянии все время речь. Напишу, пожалуй, с ним и без запятой. Спасибо!
Запятая вроде бы нужна... причастный оборот, позади определяемого слова - выделяется запятыми. Но это мелочь, другое тут неясно. Из самой этой фразы, вырванной и текста (и из контекста), не видно, что сознание находится внутри системы. А если находится, тогда что это: сознание системы или сознание индивидуума, находящегося внутри системы? В первом случае получается явная нелепость, во втором - сознание находится вне системы, в любом случае, находится его "хозяин" внутри либо снаружи системы.
Я принял вариант, при котором, причастный оборот не определяет предыдущего слова, а обозначает носителя сознания - "понимающего". Но можно и по-Вашему: сознание понимает, безличное. А парадокс внешнего и внутреннего - это не нелепость, а парадокс рефлексии, "рефлексивной непрерывности", который подробно обсуждается в следующем посте, но легко припоминаем и без него: как писал Локк, кажется - как будто смотришь из окна на себя, идущего по улице.
Получается "понимающий-понимающий"? То есть вынесенный за все скобки и одновременно (неточное слово, но за неимением времени подобрать получше) находящийся внутри... Возникает резонный вопрос: а в каком "внутри"? ... Нет, "безличное сознание" я не могу принять - это то, что отторгается (у меня) на уровне рвотных рефлексов. Я понимаю, какие заманчивые перспективы на этом пути открываются, весьма актуальные на сегодняшний день - вплоть до буддийского просветления. Но понимать и принимать - разные вещи.
1. О принятии речи нет, только о понимании 2. Вы хотите рассудочно-понятного объяснения рефлексии, самоосознания? Попробуйте поработать с возможностью раздвоения сознания
недавно был похожий пост о том что сложность системы это не характеристика системы, скорее это характеристика наблюдателя. То, что для одного сложно - для другого "элементарно, Ватсон"
Так же и с целостностью - зависит а) от наблюдателя б) от дистанции наблюдения и масштаба в) от целей наблюдателя. Изменение любого из параметров может сделать целостную систему не-целостной и наоборот
Comments 19
Речь о состоянии того, кто понимает, а не о состоянии, которое понимает, нет?
Reply
Хотя здесь можно и запятой и без нее...
"Сознание" там определенно уместно, именно о его состоянии все время речь.
Напишу, пожалуй, с ним и без запятой.
Спасибо!
Reply
Его же нет в оригинале?
Reply
Reply
Но это мелочь, другое тут неясно. Из самой этой фразы, вырванной и текста (и из контекста), не видно, что сознание находится внутри системы. А если находится, тогда что это: сознание системы или сознание индивидуума, находящегося внутри системы? В первом случае получается явная нелепость, во втором - сознание находится вне системы, в любом случае, находится его "хозяин" внутри либо снаружи системы.
Reply
Reply
... Нет, "безличное сознание" я не могу принять - это то, что отторгается (у меня) на уровне рвотных рефлексов. Я понимаю, какие заманчивые перспективы на этом пути открываются, весьма актуальные на сегодняшний день - вплоть до буддийского просветления. Но понимать и принимать - разные вещи.
Reply
2. Вы хотите рассудочно-понятного объяснения рефлексии, самоосознания? Попробуйте поработать с возможностью раздвоения сознания
Reply
Так же и с целостностью - зависит а) от наблюдателя б) от дистанции наблюдения и масштаба в) от целей наблюдателя.
Изменение любого из параметров может сделать целостную систему не-целостной и наоборот
Reply
Reply
Reply
Leave a comment