Русские эмигрировали, эмигрируют и будут эмигрировать. Русским подчас даже не важно куда - лишь бы из России. За прошедший век было несколько пиков эмиграции, прекрасно известных любому русскому: после Октябрьской революции, во время Второй Мировой войны и в период Перестройки. Интересно то, что приехав на чужбину, каждое поколение останавливалось в развитии, не желая признавать естественный ход истории, менявший курс их родной страны. Таким образом, до сих пор в странах Запада можно встретить диаспоры и дворян-белодвиженцев, и коммунистов-сталинистов, и блатных братков из девяностых. И все они представляют собой разные прослойки общества, не контактирующие между собой, а иногда даже разрозненные внутри себя. Единственное, что хоть как-то объединят, это русский язык и русская культура. Ее стараются поддерживать настолько, насколько позволяют возможности. В Антверпене, например, открыли Русскую православную церковь Рождества Христова.
Но у бельгийских русских не было возможности отстроить новый храм, поэтому они открыли церковь в уже существующем, католическом. Построенный в готическом стиле, с башнями-колокольнями вместо куполов-маковок, внутри храм переоборудован так, как и полагается православному. Главное - это алтарь в восточной части, отделенный от приходской части небольшим иконостасом. Богослужение для нескольких тысяч прихожан ведется на родном языке.
Переселенцы хранят и кулинарную культуру, стараясь адаптировать свои гастрономические привязанности к ассортименту местных супермаркетов. И в целом, в любой европейской стране это удается сделать. Есть, конечно, исключения как например квашенная капуста, сало, вяленая рыба и малосольные огурцы. Достать эти продукты часто бывает нелегко. Но одни эмигранты помогают другим. Открывают свое производство и снабжают маленькие магазинчики своей продукцией. Например, банки солений с русскими этикетками, которые я нашел на прилавке магазинчика в Антверпене, произведены в Германии. Ценник отличается раза в полтора-два от российского. Зато во вкусе любой русский вряд ли найдет существенные отличия.
Этот магазин, "Матрешка", один из нескольких русских магазинов в Антверпене. Вывеска снаружи - это единственное, что написано латиницей. Видимо, чтобы местные не боялись. Помимо еды здесь продают книги и фильмы на русском языке. Для верующих есть специальная витрина с иконами. Своих клиентов здесь знают в лицо. Они же и определяют спрос, который с учетом законсервированного эмигрантского общество вряд ли когда-нибудь изменится. Поэтому не мудрено, что такой узкоспециализированный бизнес будет выживать как в Бельгии, так и в любой другой гостеприимной стране.
Для россиян, еще не потерявших связи с родной страной, в Антверпене открыто консульство России. Вообще говоря, оно считается российской территорией и стратегическим объектом. При попытке его сфотографировать, ко мне подошли возмущенные бельгийские полицейские и попросили перестать: мало ли чего… Вот так иностранные служители порядка защищают российскую государственность. Само консульство располагается в просторном особняке в тихом парковом районе города. На прилежащих улицах в воскресный день 4 марта нет практически никого, за исключением тоненькой струйки паломников, желающих исполнить свой гражданский долг.
Да, сегодня выборы президента у тех, кто еще себя считает гражданами России. В консульстве размещен избирательный участок №5029, две кабинки для голосования и урна. Сквозь ее просвечивающиеся стенки, можно сделать какие-то выводы о явке. Вроде бы, к середине дня проголосовало несколько сотен человек. Но точные проценты на таком участке определить будет невозможно, потому что к голосованию допускаются абсолютно все пришедшие. Например, я - человек, не имеющий ни бельгийской визы, ни бельгийской регистрации, и даже не предоставивший открепительный с моего избирательного участка по прописке в городе
Иркутске. Выборы от этого едва ли становятся прозрачнее.
Все-таки, гражданство и родина - это разные вещи. Идентифицировать себя с одним государством можно только пока не получишь паспорт другого. И тогда уже заботы о власти, правах и благосостоянии народа быстро забываются. На это место приходит наивная имитация, навеянная смутными воспоминаниями и временами обостряющейся ностальгией…