Старая Зеландия. Голландская.

Mar 07, 2012 17:00


Земля, отобранная у моря. Или море, забравшее какие-то земли. Это постоянная не прекращающаяся война естественных стихий, которую подначивает человек. Нидерландская провинция Зеландия, изначально представляющая собой группу островов в Северном море, нуждалась адаптации для жизни людей. Она образована разветвленной, но заболоченной дельтой реки Шельды, сильно затруднившей строительство городов и постройки мостов. Поэтому местные жители сначала занимались осушением земель, ради чего были вырыты многочисленные каналы, а потом и вовсе более продвинутым наращиванием территории. Остров Валхерен, занимающий центральное место в Зеландии, был вообще соединен с континентом, что сделало его полуостровом. Но частые наводнения не переставали создавать трудности, приведшие к необходимости строить дамбы и укреплять берега. Постоянные морские ветра люди научились использовать, сначала для производства муки, а позже - энергии.



Голландия и Зеландия - две средневековых морских провинции Нидерландов - привели ее к Золотому веку во время Великих Географических открытий. Их именами даже назвали две новых земли в Океании: Новая Голландия и Новая Зеландия. Первую, правда, позже переименовали в Австралию, а вторая так и остается живым напоминанием о путешественниках с севера Европы. Еще полвека назад они отправлялись с берегов Валхерена, гонимые мечтой о странствиях и несметных богатствах диких и далеких земель.


Флиссинген был обычной рыбацкой гаванью, пока не наступил тот самый Золотой Век и сделал из него большой торговый порт. Конечно, его стратегическое положение - на границе открытого моря и залива, в который впадает Шельда, всегда притягивал не только торговые, но и военные суда. И Наполеон, и Гитлер старались занять его чтобы блокировать весь залив и таким образом обескровить Антверпен.


Антверпен, в бытность свою голландским городом, был одним из самых богатых в Европе. Все благодаря своему расположению на реке Шельде, способной принимать перегруженные сахаром и специями суда и распределять грузы дальше - для всей остальной Европы. Здесь же обосновалась большая диаспора евреев, занимавшихся обработкой алмазов. Численность населения города все время варьировалась в зависимости от текущего состояния войны и блокады. Поэтому в конце концов его портовые функции начали делегировать в другие портовые города, в частности, Флиссинген.


Южная сторона Валхерена так же обладала стратегическим влиянием, как обходной путь в случае одновременной блокады и Антверпена, и Флиссингена. На этом месте сейчас стоит город Берген-оп-Зом. После строительства дамбы и образования искусственного перешейка между Валхереном и континентом, город потерял прямой доступ к Шельде, и это в какой-то мере затормозило его развитие. Город оказался отброшенным от моря, многие каналы перестали функционировать, превратясь сначала в пруды, а некоторые потом и вовсе высохли.


Главным городом Зеландии является Мидделбург. Даже его название, дословно переводящееся "город посередине" еще раз подчеркивает важность географического положения - посередине Валхерена, в точке пересечения искусственных водных каналов. Каналы здесь, и правда, по-столичному широкие и полноводные. Как и в Амстердаме, их используют не только как лодочные магистрали, но и как спальные кварталы. Плавучие дома, пришвартованные к берегам, представляют собой простое и элегантное решение проблемы наводнений - насколько бы не поднялся уровень воды, дом-лодка поднимется вместе с ним.


Куда только жизнь не загоняет человека? Любые, даже самые непригодные условия человек умудряется приспосабливать под себя. Будь то высокие горы, зыбкие болота и даже дно морское. Глядя на сегодняшнюю Европу, можно даже сказать, что все такие приспособления прошли успешно. Европейские народы не только смогли выжить, но и построили развитые цивилизации. Они нашли плюсы там, где никто бы и не подумал их искать. Этот стимул должен и сейчас вдохновлять исследователей и ученых.

Нидерланды

Previous post Next post
Up