Состоялось заседания Президии Сетевого Русинского Движения (СРД), на котором обсудили
предложение закарпатских предпринимателей озвученных 31 августа в Мукачево на своем заседании:
материалы известного российского специалиста по хозяйственной самоорганизации населения
Глеба Тюрина, рассмотрели результаты последних опросов проведенные в социальных сетях.
1.
2. Русинское Движение поддерживает предложения закарпатских предпринимателей по наработкам российского специалиста по хозяйственной самоорганизации населения
Глеба Тюрина. В Русинском Движении сейчас происходит глобальная переоценка идеологических и социальных концепций, которыми руководствовалось Русинское Движение в 20-ом и начале 21 века и которые все еще приняты, как доминирующие. Уже появляются и мнения русинов по этому вопросу и в ЖЖ, и в Фейсбуке. Вот последнее из них:"За последние дни в сети появились масса публикаций, за и против подписания Украиной Соглашения с ЕС. Откровенно говоря все соцопросы по Закарпатью показывают, что Закарпатье скорее согласится вступить в ТС, чем в ЕС. Причем без особой разницы с Украиной, или без. На этом фоне посыпались обвинения на Русинов сначала со стороны Русинской Диаспоры, мол Россия уже один раз себя показала в 1945 году, свое отношение к Подкарпатским Русинам. Пришлось объяснятся, что при любых раскладах Русины выбирают стратегию, на самостоятельное решение своих проблем.Причем не важно, куда вступит Украина, что она подпишет, или вообще постукраинский период будет в каком то любом ином административно-территориальном формате, ключевое слово САМИ!!! Русины, могут, имеют для этого все ресурсы решать свои проблемы, абсолютно все самостоятельно. Один из комментаторов, в социальной сети Макспарк, в обсуждениях подколол мол, "русинская диаспора богаче еврейской". Ему ответили "Русины не стремятся быть самыми богатыми, на этом этапе их задача, быть самодостаточными".
Т.е. Русины все должны мочь, решать свои проблемы в рамках своего бюджета, независимо, что творится за пределами русинской общины.
Сегодня неприятно удивил один из комментаторов малороссов на Фейсбуке, который на вопрос:"а как же подкарпатские русины?". Ответил: "а вы уж как нибудь сами". Случай конечно же частный, возможно на него бы и не следовало реагировать, но в конкретном случае, даже этот ответ "в лыко". Т.е. даже малороссы не желают признавать в Русинах, четвертый восточнославянский народ. Чего уж там тогда об украинцах говорить!? На самом деле, это стимул, только подтверждает правильность выбранной Русинами стратегии:"САМИ и САМОДОСТАТОЧНЫ"
из той же серии и
вывод известного российского ученого русиниста Григория Миронова:"И Словакии, и Украине русинское движение не нужно. Оно вообще никому не нужно, кроме... самих русинов." Вопрос можно поставить шире. Не русинское движение, а и Русинский Народ никому не нужен, кроме самих Русинов.
Наша задача создать, построить Русинскую матрицу, СПОСОБНУЮ в частности ВЫСТРОИТЬ и МЕХАНИЗМЫ И СТАТЬ ОСНОВОЙ УСПЕШНОЙ ЖИЗНИ РУСИНОВ ДОМА В ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ. НЕ ТОЛЬКО СЕЙЧАС, НО И В БУДУЩЕМ. Что такое РУСИНСКАЯ МАТРИЦА?
Понятно, что принцип объединения сегодня должен быть другой, - нет сомнения. Главное, надо сформулировать подход: коллективный сценарий. Наличие работы и средств к существованию. Будут средства, найдутся возможности и будут созданы условия, причем самими жителями. Работа, образование, медицинское обслуживание, правовая и физическая защита. Все у себя дома. Вот пока стартовый блок. Обсуждения продолжаются. Механизмы реализации Русинской матрицы тоже. Но, пока вот такой расклад - кооперативная система на новом 7-м технологическом укладе. Через эту систему и вопросы собственности решаются в рамках традиционных для Закарпатья газдувств, где может быть
использована рабочая сила тех, кому некуда больше податься и у кого есть какие-то навыки работы руками. Сообщество генерирует прибыль - часть из нее идет в
Общественные Фонды Общины и Потребительского Кооператива. Суть - объединение социально ориентированной политики и народного хозяйства Закарпатья.
Но одно понятно у современных сельских жителей, объединяющие начала должны строится на другом принципе. Нельзя вернуть прошлое, надо быть реалистами. У нас современная деревня хочет быть городом в миниатюре. Поэтому все обзаводятся унитазами и икеевской мебелью. Мировозрение у сельских жителей стало другим. Нет больше крестьянина, есть житель сельский обычный
Итак, на повестку выходит такой вопрос: смогут ли Русины создать самодостаточную систему, внутри Русинской Общины на территории Русинов на юг от Карпат, независимую от того, что происходит за пределами Русинской Общины.
Чтобы ни происходило, Русинам теперь (и дальше - навсегда) придется жить в ситуации, в которой за пределами Русинской Общины будет хаос, но внутри "внешние штормы" должны гасится многочисленными буферными механизмами, которые должны обеспечиваться "Русинским Самоуправлением" и "Народной Программой".
Закарпатские предприниматели считают, что от того, сможет ли Русинское Движение это обеспечить, будет зависеть не только судьба Русинского Народа, но и судьба Закарпатья.
"Русинское Самоуправление" и "Народная Программа" должны придти на уровень конкретного села и там поменять ситуацию. Точнее, создать новую ситуацию.
К сожалению, сейчас в закарпатских селах русинское общество слабое, аморфное, необъединенное, неконсолидированное.
Оно выстроено в основном по вертикали, имеет, что называется, вертикально-интегрированный контракт: связи «вверх-вниз». Закарпатье регион патернализма. Горизонтальные связи отсутствуют или являются слабыми.
Поэтому правильнее было говорить не об обществе, а о населении, - большом количестве отдельных и разрозненных людей, которые не представляют из себя местную общину (ассоциацию или корпорацию жителей). Эти разрозненные жители уповают на власть, смотрят вверх, и ждут. Как пелось в одной песне, «ждем, ждем, ждем, мешая водку гвоздем».
Это общество не чувствует своей силы, оно скорее беспомощно, скорей разочаровано.
У него явный недостаток энергии, нет внятных целей, вопросы с верой и устоями. Оно сегодня не видит своего будущего и не способно создавать свое будущее.
Оно ждет, что это будущее для него создаст власть.
Основная причина слабости именно в том, что это общество не консолидировано, разрознено.
У него нет ориентиров, нет целей. Поэтому оно и не активное.
Самые активные, молодые и способные что-то менять уезжают - заробитчане.
И никакой Русинской матрицы, никакой на этом уровне еще пару лет назад небыло. Зато сейчас появились новые формы горизонтальной сетевой русинской общины на уровне Закарпатья. Это первый, можно сказать успешный опыт. Горизонтальная консолидация в социальных сетях. Начинали с чисто информационной площадки, затем онлайн-конференции, пошли обсуждения, сейчас запустили ежедневные опросы. Формат себя оправдал в условиях хаоса и чинимых русинскому движению всяческих препятствий. Этот формат горизонтальной консолидации надо всячески поддерживать, развивать и углублять до уровня села.
И вот в этой среде, в этом обществе властвуют
закарпатские кланы. Они, в отличие от местных жителей, как правило, консолидированы. Поскольку они находятся и в формальной, и неформальной(криминальной) власти, их консолидация, сплоченность усиливается. У них есть есть центр силы и связи во власти на всех уровнях, правила, цели, устремления.
Они готовы бороться за что-то, у них есть устремления.
Они хотят чего-то добиться, что-то получить.
Сегодня нет горизонтальной организованной общности (русинской общины), которая бы могла начать действовать самостоятельно и действовала по своим программам и планам, ну или просто хотя бы задала какие-то жизненные рамки.
Раз ничего этого нет, то
закарпатские кланы формируют свои замкнутые анклавы, в которых устанавливают свои правила, нормы. А далее они стараются взять какие-то ресурсы и встроиться в вертикальные связи.
Они приносят дары, подношения (назовем это так), вступают с отдельными представителями власти в хозяйственные отношения, стремясь создать для себя зону преференций (например, договариваются о том, чтобы администрация и силовики не обращали внимания на их какие-то не совсем законные действия и т.п.).
А потом они сообща и порой жестко отстаивают свои завоевания.
Какие могут быть связи, если рушится доверие, если люди видят, что кто-то один всегда будет прав, и остальные - бесправны, если «все куплено и правды нет».
Результат - все более углубляющаяся апатия, уныние, неверие, которые идут вместе с ростом недовольства, ростом националистических настроений.
Поэтому, сейчас в основе лежит вопрос социальной организации русинского общества и его социальной модернизации, - такой его модернизации, чтобы оно на местном уровне было сильным и жизнеспособным и потому способным выживать в любых условиях и оставаться при этом успешным.
В основе РУСИНСКОЙ МАТРИЦЫ ДОЛЖНЫ НАХОДИТЬСЯ МЕСТНЫЕ СООБЩЕСТВА.
Да, сейчас все так как есть.. Но у нас с Вами есть выбор
создать другое бытие..
Энергию мы черпаем из
будущего, т.е. из цели. Нет цели - нет энергии на устремление к
будущему.
Цель - это не набор каких-то очень правильных и красивых слов, пусть даже из книг великих людей.
Цель - это некая картинка привлекательного образа жизни, который хочется реализовать немедленно. Это очень важно, что именно немедленно. Если увидел картинку, которой хочется подражать и которую хочется реализовать не откладывая, значит, в этой картинке есть заряд. А если прочёл, посмотрел, а что делать и куда бежать - не понятно, то это плохое описание цели.
Вот была же американская мечта: эмиграция, работа на дядю Сэма, затем свой бизнес, бабки, много бабок, из грязи в князи... Цель была убогенькая, но по своему привлекательная, несшая заряд и соблазнившая многих.
А где
русинская мечта? Образ жизни по-русински - это как?
И кто пойдёт за нами (да, лично за тобой, читатель), если не понятно, как ты живёшь, да и живёшь ли? Есть ли у тебя (меня) свой крестовый дом? хлебосол и достаток? многодетная семья? православная вера? Нет? Тогда какой ты русин, и кто пойдёт за тобой?
Необходимо сложить свой, русинеский образ жизни, который привлекает простотой и ясностью. И думать не надо много - вскочил и побежал...
Короче, одна талантливая зарисовка или пример традиционно-современного русинского образа жизни, которому хочется подражать, сделает для возрождения русинских сел больше, чем многие наши мудрствования.
Стать "немедленно" многодетными уж точно не многие готовы: на зарплату в селе,а тем более безработным, и двоих-то поднять - сверхзадача. Сделаться "немедленно" православным, если у тебя за плечами два-три поколения атеистов, тоже не так просто. Дом поставить в селе - м.б. большинство и осилит... да только на земле работать не многие хотят, а, тем более умеют. Да уж, "много бабок" и "из грязи в князи" там получится не скоро
Вот как видит решение этой проблемы Глеб Тюрина, (заменено русское, на русинское позаимствовав его идеи)
Местное сообщество как основа основ
Итак, местное сообщество, ключевой вопрос - это вопрос формирования сильной горизонтально интегрированной общности, способной консолидировать Сегодня с этим у нас беда. Русинское общество (или русинское население) для начала должно быть интегрировано само.
Люди на местном уровне должны быть социально интегрированы, объединены (что значит - мобилизованы).
Должны возникнуть такие горизонтально-интегрированные общности (общины, местные сообщества, ассоциации, конгломераты, корпорации, - назовите, как хотите), которые позволят нашему населению превратиться из толпы беспомощных «ожидателей помощи» в некую жизнеспособную местную силу, способную самостоятельно решать стоящие перед ними проблемы и задачи. И создать ту самую русинскую матрицу на местном уровне.
Нам скажут: это невозможно, это нереально, это давно все утрачено и ушло в глухое патриархальное прошлое. А мы ответим: Идите в сад. Аргументация - позже.
Нам, скорей всего, скажут и такое: «Да что вы придумываете? Зачем тут какие-то Америки открывать? Есть муниципальная власть, у нее есть полномочия, вот пусть начнет работать. Если отдельные начальники не хотят работать, - надо их менять. А так все нормально, пусть работают».
Но местная власть - это часть вертикали. У нас нет горизонтально интегрированных общностей. Даже в Русинском Движении вертикаль, местные русинские структуры - русинский конгресс.
Если мы перечитаем украинское законодательство, у нас есть следующие «игроки»: муниципальное образование (то есть некая территория и местная власть - законодательная и исполнительная) и население этого муниципального образования (то есть толпа разрозненных жителей). Других субъектов деятельности у нас нет. У нас внятной прописанной формы консолидации.
Нет коллективного игрока на данной территории. Есть власть и толпа разрозненных беспомощных людей.
Предусмотрены, правда, несколько форм включения населения в решение местных проблем, но все это недостаточно фрагментарно и по сути не работает.
Где-то есть какие-то более-менее внятные формы: где-то - ТОСы, где-то - церковные приходы, где-то что-то еще, но в целом это какие-то капли в море. Они не делают погоды.
Поэтому пока все так же. Местная власть поет свой вечный плач Ярославны.
Как следствие, - ком нарастающих проблем.
ОСНОВОЙ НАШЕГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ являлась горизонтально интегрированная социальная система, - община.
Коллективное начало лежит в основе нашего духовного и культурного кода.
Когда в Смуту кончилось все, - вера, силы, захвачена столица, оккупирована страна. И ничего не было.. Что восстановило страну и государство? - коллективная организация, общины.
И умение мирно и дружественно соседствовать с другими народами у русинов исконно - это тоже благодаря общине.
Община была одним из главных вопросов русинской жизни.
Вот есть немецкая община или еврейская, - это вполне может быть современно.
Вот очень традиционные общины кавказцев, которые могут быть соединены с джипами и айфонами, разными гаджетами.
То есть очень древний и патриархальный восточный институт может быть совмещен с современными реалиями, может быть основой жизнеспособности..
А у русинов местные сообщества (общины или местной
корпорации) могут быть?
ПРЕЗИДИЯ СЕТЕВОГО РУСИНСКОГО ДВИЖЕНИЯ
http://uzepervi.livejournal.com/227526.htmlСАЙТ ПОДКАРПАТСКАЯ РУСЬ