Еще в 1898 г. Дж. Уэлш поставила эксперимент, в котором измерялась способность человека выполнять физическую работу и одновременно думать. В ходе эксперимента испытуемые начинали выполнять какую-то мыслительную задачу, а затем получали команду показать максимальное физическое усилие на динамометре - машине для измерения силы. Эксперимент показал, что практически любое мыслительное задание уменьшает максимальное возможное усилие, нередко вдвое.
Если на вашей сцене выполняются энергозатратные задачи, такие как планирование деловых встреч, то запас энергии может истощиться уже через час.
<…> Префронтальная кора потребляет метаболическое топливо - глюкозу и кислород - быстрее, чем представляется большинству людей. «Объем ресурсов на такие действия, как принятие решений и сдерживание порывов, у нас ограничен, - объясняет доктор Рой Баумейстер из Флоридского университета, - и когда мы его используем, на другие действия может не хватить». Стоит принять одно трудное решение, как следующее станет еще более трудным. Этот эффект можно погасить, выпив что-нибудь, содержащее глюкозу. Баумейстер проверил эту гипотезу при помощи лимонада, подслащенного глюкозой или заменителем cахара, и эффективность работы заметно повысилась. <…>
Этим можно объяснить множество привычных явлений - к примеру, почему так трудно сохранять сосредоточенность и так легко отвлечься, когда ты устал или голоден. Если вы, досидев до двух часов ночи, уже не в состоянии думать, то это не вы - это ваш мозг. Период, когда вы способны думать с максимальной эффективностью, ограничен во времени. И желания «постараться» здесь мало.
Мозг. Инструкция по применениюТак все же: сколькими делами можно заниматься одновременно? Почему контролировать ситуацию совершенно необходимо? И что делает человека счастливым? Фрагменты книги Дэвида Рока «Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок» •
Подробнее на Slon.ru цитата из книги
В контексте "обучение vs волевое напряжение" оба процесса выступают как мыслительные задачи и конкуренты за метаболическое топливо. Так происходит со всеми мыслительными задачами - все они энергозатратны и для того, чтобы любой процесс был эффективен - он должен иметь приоритет над остальными.