Jun 26, 2015 07:38
Обучение - особенный процесс, обучение не терпит не только принуждения со стороны, но и принуждения собственной воли. Любые усилия, старание, напряжение убивают смысл обучения.
Человек вообще интересный вид с этой точки зрения, вид который в ходе эволюции специализировался на обучении. Учиться легко и приятно - это настройки по умолчанию, обучение вызывает что-то вроде легкой эйфории. Интерес, любопытство, удивление - все то, что провоцирует человека обучаться - это все очень приятные ощущения. Ощущения понимания, открытия, озарения - еще более приятны. Это и есть настоящий результат обучения - получение удовольствия.
А вот творчество, или в широком виде - созидание, создание нового - напротив на 90-95 процентов это работа, усилие и напряжение воли.И только на 5-10 процентов это приятные моменты озарений и найденных решений. Созидание - это процесс вывода наружу результатов обучения. Именно результатов. Созидая, мы не учимся в широком смысле слова, не развиваем мозг, не строим там новые связи, а выводим архитектуру своего мозга наружу, воплощаем в чем-то - в действии, слове, физическом объекте и т.п.
Взрослые по отношению к детям в подавляющем большинстве случаев просто путают обучение и созидание. Побуждают ребенка создавать результат, не понимая, что трудом ради результата вытесняют реальный процесс обучения, настоящим результатом которого является в первую очередь удовольствие от процесса.
У ребенка баланс должен быть смещен в сторону обучения, а значит в сторону удовольствия, любопытства, интереса, эмоций. А у взрослого - в сторону созидания, действий, решений и результатов. Но процент обучения, удовольствия тоже должен быть достаточно весомым, так как без обучение любое созидание однажды останавливается. Либо превращается в бессмысленный труд, от которого люди сходят с ума.
отцы и дети,
мозг,
обучение