Обучение несовместимо с тяжелым трудом

Jun 26, 2015 07:38


Обучение  - особенный процесс, обучение не терпит  не только принуждения со стороны, но и принуждения собственной воли. Любые усилия, старание, напряжение убивают смысл обучения.

Человек вообще интересный вид с этой точки зрения, вид который в ходе эволюции специализировался на обучении. Учиться легко и приятно - это настройки по умолчанию, обучение вызывает что-то вроде легкой эйфории. Интерес, любопытство, удивление - все то, что провоцирует человека обучаться - это все очень приятные ощущения. Ощущения понимания, открытия, озарения - еще более приятны. Это и есть настоящий результат обучения - получение удовольствия.

А вот творчество, или в широком виде - созидание, создание нового - напротив на 90-95 процентов это работа, усилие и напряжение воли.И только на 5-10 процентов это приятные моменты озарений и найденных решений. Созидание - это процесс вывода наружу результатов обучения. Именно результатов. Созидая, мы не учимся в широком смысле слова,  не развиваем мозг, не строим там новые связи, а выводим   архитектуру своего мозга наружу, воплощаем в чем-то  - в действии, слове, физическом объекте и т.п.

Взрослые по отношению к детям в подавляющем большинстве случаев просто путают обучение и созидание. Побуждают  ребенка создавать результат, не понимая,  что трудом ради результата  вытесняют реальный процесс обучения,  настоящим результатом которого является в первую очередь удовольствие от процесса.

У ребенка баланс должен быть смещен в сторону обучения, а значит в сторону удовольствия, любопытства, интереса, эмоций. А у взрослого - в сторону созидания, действий, решений и результатов. Но процент обучения, удовольствия тоже должен быть достаточно весомым, так как без обучение любое созидание однажды останавливается. Либо превращается в  бессмысленный труд, от которого люди сходят с ума.

отцы и дети, мозг, обучение

Previous post Next post
Up