Оригинал взят у
islandena в
postМне в последнее время бросаются в глаза две крайности в подходе к обучению детей. Я наблюдаю дошкольников и младшешкольников, поэтому о них. Ни на что не претендую, просто мои личные наблюдения.
Так вот, крайность первая - это "все должно быть весело". И с каждым разом все веселее и веселее. Вокруг этого "легко и весело" закручиваются такие танцы с бубнами, что обычному человеку не найти такой травы. Поэтому подключаются всевозможные компьютерные эффекты.
Вторая крайность: учеба - это долго и нудно, жизнь вообще тяжелая штука, поэтому вздыхаем, привыкаем и не рыпаемся, делаем сто тыщ однотипных упражнений, потому что "без труда..." Пытаться сделать процесс овладения каким-либо навыком (не обязательно, кстати, учебным) интересным - это от лукавого.
Оба подхода, находясь, как кажется, на противоположных полюсах, сходятся в одном принципиальном моменте. Они не уважают познание само по себе. Они оба не допускают мысли, что учиться может быть интересно! Что сам процесс узнавания нового является наградой и радостью! Они не уважают ребенка и не знают ничегошеньки о его душе и потребностях. И они исходят из предпосылки о том, что окружающий нас мир убог и бледен (бедные, как мне их жаль!).
Когда учитель для самых элементарных вещей использует компьютерные программы на уроке, всячески развлекает и заваливает бонусами, для меня это тревожный знак. Потому что он, выходит, сам не верит в то, что его предмет может кому-то быть интересен и в то, что он, учитель, может быть детям интересен как источник информации, как личность и собеседник, в конце концов. Печально во всем это то, что дети верят взрослым, считывают это послание и сами уже начинают ждать, что либо их должны беспрерывно развлекать, либо надо просто отсидеть эту нудятину, никак в нее эмоционально не вовлекаясь. И то и другое равно убийственно для познавательного интереса.
Поиски золотой середины меня лично приводят не к методикам и не к материалам, а опять к пресловутой "среде". Поддерживать ребенка в его увлечениях, помогать находить информацию, быть заинтересованным слушателем. Но избегать при этом чрезмерного энтузиазма и соблазна выложить все свои карты сразу. Нормальная рабочая ситуация: что-то заинтересовало - начинаем узнавать. Не пытаться рисовать перспективы и любой интерес оценивать с позиции "дело жизни". Не делать серьезных ставок. Пусть интересы меняются, пусть ребенок пробует все, что хочет и сможет. Не возводить барьеров "раз начал - надо закончить", "в твоем возрасте начинать поздно/рано", "за это никто тебе денег платить не будет", "ты уже столько сил вложил - разве можно бросать?". Иметь свои отдельные интересы. Чтобы ребенок мог видеть, как учится взрослый мотивированный человек. Как он организует свое время, как он преодолевает трудности, как он вознаграждает себя за преодоление и какие эмоции он испытывает при этом. При наличии внутренней мотивации компьютерные салюты не сильно впечатляют, да и продираться через сложные места проще, когда перед глазами образ конечной цели.
А главная моя претензия к обоим подходам - в том, что они не про детей совсем. У маленьких детей учеба неотделима от жизни. К чему ее искусственно от этой жизни отрывать, да еще и создавать иллюзию, будто это парк развлечений с нескончаемым конфетным дождем? Это и неразумно в долгосрочной перспективе. Надоест ведь парк-то. И что дальше будем делать? Иллюзия про учебу - мрачное подземелье, впрочем, ничем не лучше. Человек, как известно, ко всему привыкает, привыкнет и к подземелью. Но зачем?