Укачивание младенцев и сенсорная интеграция

Oct 02, 2013 20:52

По интернету ходит миф о том, что нельзя укачивать младенцев для того, чтобы успокоить их и усыпить. Даже в естественнородительских кругах этот миф отчасти укоренился, в виде того, что легкое укачивание в ритме ходьбы взрослого полезно(ношение на руках, в слинге), так как естественно, а укачивание-качание на фитболе, к примеру, неестественно и вредно, хотя ребенок на фитболе так же находится на руках у родителя. Чаще всего как на источник этой информации ссылаются на небезызвестного усатого доктора, фамилию которого я не хочу лишний раз упоминать, итак он из каждого угла выпрыгивает :) Он утверждает, что вестибулярная система у детей незрелая, и из-за этого при укачивании у ребенка начинает кружиться голова и он засыпает от стресса, или вовсе теряет сознание. Молодой маме, прочитавшей такое "логичное" обоснование от некого лица, которое "онжеврач", останется либо искренне поверить и отказаться от укачиваний, как способа успокоить и помочь уснуть, либо, укачивая ребенка, чувствовать себя говномамашкой, мучающей ребенка ради своего удобства. К сожалению, "онжедоктор" в данном вопросе оказался некомпетентен, как и во многих других вопросах, и, наверное, не одной молодой маме он этим вбросом попортил немало крови...
Сегодня я выложу несколько цитат из книги Э. Джин Айрес "Ребенок и сенсорная интеграция", которые , надеюсь, не оставят сомнений в том, что этот миф не имеет никаких оснований.
Итак, читаем Айрес(цитаты взяты из разных глав, это краткие выжимки по теме):

...При нормальной работе вестибулярной системы действие силы тяжести создает постоянный поток сенсорных сигналов с ранней стадии внутриутробного развития и до самой смерти. Все остальные сигналы накладываются на этот поток, идущий от вестибулярных рецепторов....Тем не менее гравитационные ощущения, проходящие через нервную систему, помогают заложить фундамент для всего остального сенсорного опыта....

Вестибулярная система столь чувствительна, что любая перемена положения и любое движение сильно влияют на мозг, характер их воздействия зависит от малейшего изменения положения или движения. Этот процесс начинается еще во внутриутробном периоде. Вестибулярные ядра появляются через 9 недель после зачатия и приступают к работе на 10-й или 11-й неделе. К пятому месяцу внутриутробного развития вестибулярная система уже хорошо развита и вместе с тактильной и висцеральной системами она обеспечивает мозг плода почти всеми необходимыми сигналами. На протяжении почти всей беременности женщина стимулирует вестибулярную систему плода движениями своего тела....

...Вестибулярные ядра служат "бизнес-центрами», обрабатывающими вестибулярные сигналы, наряду с данными, полученными от мышц, суставов, кожи, а также зрительных и слуховых рецепторов. К тому же они упорядочивают импульсы, идущие из многих других областей мозга, включая ствол мозга, полушария и определенные зоны коры головного мозга. Эти ядра посылают обратные импульсы в те области, которые отправляли им сигналы. Они начинают работать спустя примерно девять недель после зачатия и порождают адаптивные ответы на вестибулярные сигналы, вызванные движениями тела матери. Мозг чувствует вестибулярные раздражители и реагирует на них задолго до того, как обработает зрительные и слуховые данные, и эта вестибулярная активность формирует некоторые кирпичики фундамента для развития зрения и слуха. ..."

..Вестибулярная система также помогает сбалансировать уровень активации нервной системы. Если она перестает модулировать нервную систему, это приводит к гиперактивности и потере концентрации внимания. Задачи, стимулирующие вестибулярную систему, используются в терапии для того, чтобы снизить, повысить или задать уровень активности ребенка. Медленная вестибулярная стимуляция успокаивает (например, качание в кресле), а быстрая возбуждает (катание на американских горках).

...Любая мать быстро понимает, что успокоить ребенка можно, просто взяв его на руки или укачивая. Ощущение плавных движений тела обычно организует работу мозга, именно поэтому образ колыбели воскрешает в памяти столько приятных воспоминаний. К тому же укачивание и физический контакт с матерью рождают ощущения, которые являются важными блоками для формирования других ощущений и совершения целенаправленных дви­жений. Мы не можем увидеть, как именно это происходит в мозгу, но легко заметим, что ребенок хочет, чтобы его взяли на руки и покачали. Ощущения, делающие ребенка счастливым, интегрируются... Ласковые прикосновения и ритмические движения очень важны на ранней стадии развития...
... Эксперименты показали, что при недостатке вестибулярной стимуляции в период младенчества животные вырастают враждебно настроенными к миру, агрессивными, отчужденными.

...Наша зависимость от гравитационного поля Земли - один из основных видов взаимоотношений человека с миром. Сенсорная интеграция вестибулярной системы действительно дает нам ощущение гравитационной безопасности, то есть уверенности в том, что мы прочно связаны с землей и что, именно стоя на земле, мы меньше всего рискуем. .. Гравитационная безопасность настолько важна для эмоционального здоровья, что природа заложила в нас стремление исследовать действие силы тяжести и приспосабливаться к нему. Поскольку это стремление в нас постоянно, ребенок интуитивно делает все для того, чтобы вестибулярная система развивалась. Независимо от возраста люди чувствуют, что качание в кресле-качалке или на качелях ослабляет тревогу и эмоциональное смятение. Дети обожают всякие гимнастические снаряды и аттракционы, потому что скольжение, качание, карабканье и катанье интенсивно стимулируют вестибулярную систему."

Это только несколько отрывков относящихся к вопросу укачивания, как вестибулярной сенсорной стимуляции, организующей работу мозга в том числе лимбической системы мозга, отвечающей за эмоции, и ретикулярной системы, отвечающей за возбуждение-успокоение нервной системы. Все я физически не могу выложить, это будет пол книги, поэтому я позволю себе кратко резюмировать все вышепроцитированное, а также то, что осталось за рамками:
Итак, вестибулярная система начинает функционировать еще внутриутробно, и уже тогда начинает поставлять ощущения для развития мозга и нервной системы(вот почему у малышей двигаются глаза во время сна задолго до рождения - это вестибулярная система поставляет ощущения глазодвигательным мышцам). Если бы вестибулярная система была незрелой на момент рождения - ребенок просто не мог бы развиваться, так как не было бы фундамента, который помогал бы обрабатывать и организовывать новые ощущения - тактильные, слуховые, зрительные и проприоцептивные. Также вестибулярная система очень тесно связана с ретикулярной, поэтому вестибулярная стимуляция может быстро успокоить(равномерное укачивание) или возбудить(напр. динамическая гимнастика). В первые месяцы жизни мозг и нервная система новорожденного часто не справляются с обилием различных стимулов, и именно равномерная и упорядоченная вестибулярная стимуляция(укачивание) помогает упорядочить эти ощущения, снять возбуждение и заснуть. Фактически укачивание на руках или на фитболе, в гамачке, на качелях или в люльке - это терапевтическое, корректирующее развитие ребенка воздействие. Вестибулярная стимуляция так сильно влияет на состояние ребенка, что может заглушить даже физическую боль, голод и другой тотальный дискомфорт у младенца(например тактильный голод), чем люди научились пользоваться давным давно, например укачивая, чтобы кормить по режиму. Увы, всякая сила может быть использована как во благо, так и во вред...
Укачивание равномерными ритмичными движениями - это более упорядоченная и более сильная стимуляция, чем просто ношение на руках и в слинге, при котором вестибулярные сигналы, поступающие в мозг ребенка, намного более хаотичны и разнообразны. Всем без исключения детям нужно ношение на руках, как вестибулярная стимуляция, необходимая для развития(и как тактильная тоже) Но также в определенных ситуациях, типа колик, или детям, обладающим повышенной чувствительностью, так же необходимо и более упорядоченное и более сильнодействующее укачивание на руках, фитболе, в гамачке и т.п.

Чтобы дифференцировать безопасное и полезное укачивание с опасной для ребенка тряской, процитирую один подробный комментарий, который мне очень понравился:
"повсеместно говорится об опасностях Shaken Baby Syndrome/Baby Whiplash Syndrome, которые не имеют ничего общего с укачиванием, даже сильным. Синдром утрясывания малыша (не уверена, что я правильно перевожу) - это тот случай, когда взрослый в момент фрустрации/агрессии изо всех сил резко трясет малыша, так что у него происходит травма шеи (шейных позвонков) и возможное кровоизлияние в мозг. Это, как вы понимаете, не имеет ничего общего с укачиванием, каким бы сильным оно не было. Английские слова shaking и rocking - это абсолютно разные понятия. Потому я бы не стала в статье писать про вред укачивания, без подтверждения этого ссылками на соответствующую литературу, статьи итд.
В книге доктора Харви Карпа (The Happiest Baby on the Block by Harvey Karp,MD) есть целая глава, посвященная описанию одного из его методов “укачивания” для того, чтобы успокоить плачущего младенца. Он советует легонько, но очень активно потрясывать из стороны в сторону голову малыша, положив ее на ладони. Также он обясняет разницу между понятиями jiggle (которое он рекомендует) и shaking (то самое резкое опасное действие). У меня нет книги на русском, только на английском, поэтому перевожу как могу: “При потрясывании, ваши движения быстры, но минимальны. Голова вашего ребенка двигается не резко. Она движется не более 1-2 дюймов из стороны в сторону. При потрясывании голова ребенка всегда остается на одной линии с его телом. Там нет такого движения, при котором тело идет в одном направлении, а голова резко перемещается в противоположное.”
Также в его книге есть много информации о том, что укачивание использовалось во многих культурах и с древних времен как успокаивающее действие и что это очень позитивно влияет на младенца.

И да, трясти своего ребенка в порыве гнева ОЧЕНЬ опасно, надо просто положить ребенка в кроватку, выйти, остыть и потом снова приниматься за дело, об этом в штатах говорится на каждом шагу. Но это не одно и то же, что укачивание и не следует вводить в заблуждение родителей, которые не в курсе темы."

И еще один источник, подтверждающий данные про зрелость вестибулярного аппарата и пользу укачивания: лекция Строгановой ТА - руководителя лаборатории нейро-когнитивных исследований, профессора и доктора биологических наук. Вот ссылка на лекцию: http://polit.ru/article/2011/11/23/stroganova_anons/ Вопрос об укачиваниях задают на 65 минуте 40 секунде. Она отвечает, ссылаясь на группу американских исследователей, подтвердивших пользу укачивания.

тело, слинг, сенсорная интеграция, мозг, чувства, детская комната, материнство, детское здоровье

Previous post Next post
Up