Первичная зрительная кора мозга и кризис года

Oct 03, 2013 12:36

Смотрю и слушаю лекцию Строгановой Татьяны Александровны(на которую давала ссылку в прошлом посте)... я только в самом начале, но уже бегаю от восторга по потолку и стенам :) И даже конспектирую в тетрадочке)))
Предметом моего восторга стала динамика плотности синаптических контактов в первичной зрительной коре головного мозга. Оказывается - максимум плотности синаптических контактов в этой самой первичной зрительной коре приходится на 8-12 месяцев. В этом возрасте плотность синаптических контактов у ребенка в два раза превышает плотность тех же самых контактов в зрительной коре взрослого. А после этого возраста плотность синаптических контактов начинает падать, и довольно стремительно.
Вот я нашла в интернете график, плотность синаптических контактов в зрительной коре - оранжевый цвет:


Знаете почему меня эти графики привели в такой восторг? Потому что они объясняют, почему изменяется восприятие у ребенка в возрасте одного года. То самое изменение восприятия, которое приводит к кризису года, когда ребенок начинает видеть некие закономерности, когда начинает выделять "фигуру из фона", когда начитает ранжировать объекты окружающей среды по важности. Вот что оказывается, приводит, к кризису года - начало элиминации(отсечения) некоторых синаптических контактов.

То есть до кризиса года плотность синаптических контактов в первичной зрительной коре у ребенка максимальна. В результате ребенок видит мир очень интегрировано, то самое интегрированное восприятие мира, о котором я писала в постах про кризис года, про игрушки до года и т.п. Все связано со всем, все одинаково для зрительного восприятия, легко переключиться, легко отвлечься, все мельтешит, края предметов сливаются друг с другом, между ними как бы нет ощутимых границ.
Но ребенок исследует мир, "рука обучает мозг"(по выражению, по-моему, Выготского, позже уточню), и интеграция восприятия паереходит на какой-то другой уровень, а лишние синаптические контакты в зрительной коре начинают потихоньку сокращаться, за ненадобностью. В результате мир обретает некие границы, и прекращает мельтешить перед глазами ребенка. Ребенка теперь так легко не отвлечь. Здравствуй, кризис года!

И, похоже, еще одна гипотеза подтверждается исследованием высокой плотности синаптических контактов - детям на первом году жизни не стоит получать активную зрительную стимуляцию в виде ношения(катания в коляске) лицом к миру и смотрения "развивающих" мультиков. Про эту гипотезу я еще подумаю, и попозже напишу.
А пока огромное спасибо и низкий поклон do-to-be, благодаря которой я увидела эту замечательную лекцию.

Оффтоп: по неизвестной пока причине у меня не работает веб-интерфейс ЖЖ. Так что я не могу пока отвечать на комментарии к своим постам, хотя все получаю на почту и читаю. Если кто ждет моего ответа - я обязательно отвечу, как только все заработает как положено.

#кризис года, аутизм, психология, сенсорная интеграция, бюро находок, обучение

Previous post Next post
Up