Юг, варвары и эволюция этики

Dec 30, 2008 04:24

Из книги М. Оссовской "Рыцарь и буржуа".

"По мнению различных авторов, праксеологическая, эстетическая и нравственная оценки у Гомера не различаются. Как пишет Эдкинс, он не отличает ошибку от нравственного проступка. Агамемнон, признающий, что плохо поступил с Ахиллом, имеет в виду скорее поведение, неверное с точки зрения целесообразности, чем поведение, морально предосудительное. Существование моральной ответственности у Гомера Эдкинс отрицает. Дискредитирован тот, кто позволил себя победить, а не победитель. Быть «kakos» * - значит быть человеком, которому можно причинить «kaka» ** безнаказанно, поскольку он не в состоянии защищаться. Позорно выслушивать поношения, но не самому кого-нибудь поносить.

-----------------------------------
* Дурной, низкий, подлый (древнегреч.).

** Здесь: всяческое зло (древнегреч.).

Отсутствие моральной ответственности, по мнению Эдкинса, связано с неразличением умышленных и неумышленных поступков. Случайное убийство расценивается точно так же, как преднамеренное. В общей характеристике гомеровского этоса Эдкинс оказывается функционалистом. «Гомеровские ценности,-говорит он,-(...) соответствуют гомеровскому обществу постольку, поскольку из них вытекают черты, очевидным образом гарантирующие его существование». Это черты соперничества (competitive values или excellences) в отличие от черт сотрудничества (cooperative values). Последние встречаются скорее у женщин. Для функционирования этого общества черты соперничества необходимы. Ведь здесь нет государства-опекуна. Каждый защищает своих: своих родных, друзей, гостей. «Гомеровское общество больше всего ценит тот класс, в существовании которого нуждается».

Прослеживая значение слова «agathos» у разных авторов, Эдкинс констатирует, что постепенно это слово начинает означать человека, отличающегося не военными добродетелями, но добродетелями сотрудничества. Это, по его мнению, заметно уже у Еврипида и Геродота, а у Фукидида благородство и справедливость отождествляются полностью. Развивая мысль Эдкинса, можно было бы добавить, что у Сократа мы имеем дело с полной противоположностью гомеровской иерархии ценностей, коль скоро в «Горгии» Сократ предпочитает быть обиженным, чем обидчиком".

Сама Оссовская не согласна с мнением Эдкинса и считает этику героев Гомера скорее рыцарской, чем варварской. А последний абзац прямо по Лефевру - первые ростки Первой этической системы :).

Но мне здесь, собственно, была нужна простая формула - плохо не убить, плохо быть убитым, плохо не оскорблять, плохо быть оскорблённым, кому сделали каку, тот сам какос. Изначальный, истинный Юг - это как школьная игра в сифака. Если в тебя попали сифой (аналог "каки" :)) ты обязан запустить её обратно в обидчика или в кого-нибудь третьего. Если ты отказываешься от игры, ты автоматически превращается в "вечного сифака".

Юг, варвар

Previous post Next post
Up