Восток:
"
Я родился в 1940, незадолго до войны, и уже в возрасте шести лет преступил к упорным тренировкам под наблюдением деда. Обычно, каждое утро пять часов утра меня ставили на стол, и я должен был отрабатывать технику передвижения. За каждую ошибку дед бил меня палкой по ногам.
Все обучение у нас строилось на идее совершенства: любое движение должно было выполняться только безупречно. Я был обязан следовать инструкциям и выполнять упражения, не обсуждая и не рассуждая. Что, вобщем-то, разумно, ведь в самих движениях уже содержалось совершенство, которым нужно было просто овладеть. Так продолжалось до тех пор, пока я не начал хоть что-нибудь понимать в том, чему меня обучают...
Тренировки были такими жесткими и изнурительными, потому что система боя Пекити Тирсия основана на применении холодного оружия. Каждое движения клинка должно быть четким и осознанным. Как я уже указывал, в основе Пекити Тирсия лежит идея совершенства: любая ошибка, допущенная на начальном этапе тренировок, чревата смертельной ошибкой в реальном бою. С самого начала от меня требовали безупречности во всем: в перемещениях, в контроле цели, движениях рук и ног - буквально все доводилось до совершенства...
Столетия назад была разработана форма клинка и способы его закалки. Все в нем призвано обеспечить успех в бою и все тысячи раз проверено в условиях реального боя. Ничего уже не отнять и ничего не прибавить. Стоит уклониться от традиции - и все рухнет. Так и с учителем".
Запад:
"
А как же с мастерством? А все то же самое: надо всего лишь подумать о том, что для вас лично скрывается за этим термином. Для меня это, например, способность творить. И судя по всему, как я видел это у хороших инструкторов, преподавателей, учителей - это не только мое мнение. Если ты хочешь и любишь творить, то барьер к мастерству можно даже не заметить. Да, возможно будет трудно в начале, возможно ты будешь очень неудобным учеником, но оно того стоит.
Дзю-до: "Вы знаете два, ДВА приема, какого ... вы их не применяете во время борьбы?!!"
Танго: "Ну и что, что огрехи в технике? Зато ты ТАНЦУЕШЬ, а они нет"
Вин-чунь: "Моя задача дать вам ВСЮ технику, но вам придется найти, что из этого именно ВАШЕ!"
Го: "А вам сейчас бессмысленно играть правильно: играйте как хотите, вам нужны точки опоры внутри себя"
Вождение: "Главное, что ты ловишь кайф"
Айкидо... Кхм... "Не так. Не так. Не так. Думай. Ищи. Ааа! Нашел таки".
Как-то вот так. Фактически, уже в самом начале пути, человеку наряду с базовыми навыками интенсивно прививаются навыки поисковой активности, готовности пустить в ход все имеющиеся ресурсы без всякого индульгирования на тему "я еще не готов", поощряются свободные эксперименты и... Человек уже не может иначе. Он не может без проб и ошибок, он не понимает, как теория может быть оторвана от практики, как можно практиковать технику, если самому не попробовать, как ощущаются отклонения от этой техники. У человека появляется свое, очень четкое представление, как именно он учится, как он может спрямить обучение, что для него лишнее, а что, наоборот, крайне необходимо. Одно дело, следуя советам преподавателя, методично прорабатывать все технические элементы, а другое попробовать самовыразиться - и сразу же понять, что именно, где и как мешает тебе в твоем самолюбовании. И ты пойдешь теребить своего инструктора-наставника-учителя-гуру-друга-...-эксперта, уже четко понимая, что ты хочешь и зачем. Есть такой очень умное слово - "мотивация". И хороший учитель ведь это поймет, он ведь знает, что иначе никак: если ребенок говорит "я сам", то уж лучше пусть он это сделает криво, медленно, ревя, размазывая сопли, психуя, но САМ.
А как же, когда нам говорят: "Да что вы делаете, техника важнее всего! Немедленно прекратите безобразничать, четко следуйте инструкциям! Потом поймете, что я прав!". Ну... Вообще-то так удобно. Преподавателю. Как хорошо, когда все ученики одинаковы, четко следуют инструкциям, ходят к тебе из года в год, исправно носят денежку, демонстрируют отличную технику-навыки-память-рефлексы, и объясняют всем вокруг, что "Техника важнее всего!"...
Как говорил один мой знакомый художник: "Без школы мастером не стать. Но школа убивает самобытность. Вот такой парадокс"".
-----------------------------------------
В принципе, тут комментировать ничего не надо, и так всё понятно. Как раз по Крылову - Восток держится на внешних, навязанных запретах (сама по себе идея "обучения", "образования" является восточной), Запад - на индивидуальных, самобытных действиях. Из этого получаем, что ценность Востока - превосходство и совершенство, а ценность Запада - то, что я попробовал определить, как "справедливость, истину, счастье" и всеобщее "право на лево".
Заодно стоит вспомнить
мою схему и направление стрелок.
Для Востока Запад не существует. Восток выбирает между собой и Югом. Есть правильное положение вещей (порядок, дисциплина, иерархия), есть варварство, анархия и хаос. "Стоит уклониться от традиции - и все рухнет".
Запад противопоставляет себя Востоку. "Открытое общество" и "закрытое общество", навязанный канон или свобода творчества и самовыражения. "Вообще-то так удобно. Преподавателю. Как хорошо, когда все ученики одинаковы, четко следуют инструкциям, ходят к тебе из года в год, исправно носят денежку... и объясняют всем вокруг, что "Техника важнее всего!""