Мастерами не рождаются

Aug 06, 2008 12:32


Настоящему индейцу завсегда везде ништяк...

Каждая гусеница твердо знает: рожденный ползать, летать не может. И знание это всеобъемлюще, неоспоримо и категорично. И повсеместно подтверждается на практике - вон сколько гусениц вокруг копошится: разве ж они летают? И ведь у нас тоже так: мастера - это ведь не люди, куда нам до них нам, рожденным ползать. Самое печальное, что у гусениц нет выбора: хочешь не хочешь, а против природы не попрешь, а человек же переплюнул природу. Раз уж втемяшилось в голову, что я - это я, а мастерство - это какая то мистика, но никакая природа не поможет. Ну разве что даст пару свистков-намеков, а потом просто переедет поездом.

Так все-таки почему? Почему есть некий барьер, через который так сложно перешагнуть? Почему человек может годами ходить на тренировки, грызть учебники, посещать семинары, терпеливо дро... э... оттачивать технику, в мечтах быть "великим мастером", а толку никакого? А кое-кто учебники закинул за шкаф, тренировки посещает, дай бог, раз в две недели, техника у него корявая, а ведь блистает, подлец! И никто даже этой корявой техники не замечает. Остается только злобно бурчать в углу: "Ну что поделаешь, у человека талант!" Хм... Талант?

Сколько мы барьеров взяли в своей жизни? Много, просто о многих мы даже не помним: таблица умножение, чтение, интегралы, вождение машины... Ведь если задуматься, то везде был некий барьер, пройдя который мы внезапно почувствовали свободу - ну положим не во везде и не всегда (кому-то может всю жизнь трудно читать), но тем не менее вряд ли мы настолько безнадежны, что уж совсем остались без такого опыта. Это ведь действительно выглядит и ощущается как барьер: только что человек судорожно контролировал каждое свое действие, а вот уже увязывает сложные последовательности без любого намека на напряжение. Мастер? Думаю пока нет. Просто ему стало комфортно: хорошо читающего человека вряд ли мы назовем литературным критиком, хорошо водящий машину вряд ли сходу станет победителем на гоночной трассе (хотя все может быть).

Традиционный подход в обучении предполагает, что если животное много бить и заставлять, то рано или поздно оно поймет, что надо прыгать через барьер. Правда будет прыгать без всякого удовольствия. Узнаете себя в школе? Опять таки - бывают и счастливые исключения. Роль преподавателя сводится к натаскиванию вас на прохождение все большего и большего количества примеров, задач, образцов, в надежде, что эта скотина (т.е. вы) внезапно поймет, что от нее требуется. Ну вспомните: таблицу умножения надо учить и сдавать. Столбиками. Домашнее задание дают. Но, если честно, как вы думаете: зазубривание "пятью пять двадцать пять" имеет какое-либо отношение к самому пониманию, что такое умножение? Ну да, эффект замечательный: можно пользоваться умножением, совершенно не понимая, что это такое. Все счастливы: учитель талантлив, у вас пятерки в дневнике, родители воспитали умного ребенка. Совершенно согласен: чтобы что-то использовать, совершенно нет необходимости это понимать. Но... Летать то все равно хочется, да?

Мы не можем сами перебросить человека через барьер. Он это может сделать только сам, через свой опыт, через понимание на уровне печени и солнечного сплетения, когда знание становится не отделимым от опыта. А мы... Что мы? Мы можем только помочь увеличить вероятность наступления этого события: связать абстрактное и конкретное, дать упражнения, обратную связь, заморочить цыганскими наговорами... Однажды собака понимает, что вознаграждение полагается через прыжок через барьер, а не за громкий лай, виляние хвостом и обнимание с хозяином.

А как же с мастерством? А все то же самое: надо всего лишь подумать о том, что для вас лично скрывается за этим термином. Для меня это, например, способность творить. И судя по всему, как я видел это у хороших инструкторов, преподавателей, учителей - это не только мое мнение. Если ты хочешь и любишь творить, то барьер к мастерству можно даже не заметить. Да, возможно будет трудно в начале, возможно ты будешь очень неудобным учеником, но оно того стоит.

Дзю-до: "Вы знаете два, ДВА приема, какого ... вы их не применяете во время борьбы?!!"
Танго: "Ну и что, что огрехи в технике? Зато ты ТАНЦУЕШЬ, а они нет"
Вин-чунь: "Моя задача дать вам ВСЮ технику, но вам придется найти, что из этого именно ВАШЕ!"
Го: "А вам сейчас бессмысленно играть правильно: играйте как хотите, вам нужны точки опоры внутри себя"
Вождение: "Главное, что ты ловишь кайф"
Айкидо... Кхм... "Не так. Не так. Не так. Думай. Ищи. Ааа! Нашел таки".

Как-то вот так. Фактически, уже в самом начале пути, человеку наряду с базовыми навыками интенсивно прививаются навыки поисковой активности, готовности пустить в ход все имеющиеся ресурсы без всякого индульгирования на тему "я еще не готов", поощряются свободные эксперименты и... Человек уже не может иначе. Он не может без проб и ошибок, он не понимает, как теория может быть оторвана от практики, как можно практиковать технику, если самому не попробовать, как ощущаются отклонения от этой техники. У человека появляется свое, очень четкое представление, как именно он учится, как он может спрямить обучение, что для него лишнее, а что, наоборот, крайне необходимо. Одно дело, следуя советам преподавателя, методично прорабатывать все технические элементы, а другое попробовать самовыразиться - и сразу же понять, что именно, где и как мешает тебе в твоем самолюбовании. И ты пойдешь теребить своего инструктора-наставника-учителя-гуру-друга-...-эксперта, уже четко понимая, что ты хочешь и зачем. Есть такой очень умное слово - "мотивация". И хороший учитель ведь это поймет, он ведь знает, что иначе никак: если ребенок говорит "я сам", то уж лучше пусть он это сделает криво, медленно, ревя, размазывая сопли, психуя, но САМ.

А как же, когда нам говорят: "Да что вы делаете, техника важнее всего! Немедленно прекратите безобразничать, четко следуйте инструкциям! Потом поймете, что я прав!". Ну... Вообще-то так удобно. Преподавателю. Как хорошо, когда все ученики одинаковы, четко следуют инструкциям, ходят к тебе из года в год, исправно носят денежку, демонстрируют отличную технику-навыки-память-рефлексы, и объясняют всем вокруг, что "Техника важнее всего!" Выглядят как роботы, ведут себя как роботы, разве что не пахнут как роботы. И вообще: что там возомнили о себе рожденные ползать? Да будете, будете вы летать: надо просто еще больше и больше тренироваться ползать.

Значит ли это, что техника, навыки, тупые упражнения не нужны? Я бы так не сказал. "Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей". Будь вы трижды прекрасны в душе, но стоит ли пугать людей вашим безобразным внешним видом? Только вот есть тонкость... Можно одеться красиво, подобрать аксессуары - этому всему можно научить, это "техника". И вот будут люди смотреть на вас, "такого красивого", и почему-то будут думать "клево его научили быть таким красивым!" Обидно, да? Это не вы, такой красивый, это вас научили. Это не вы так классно танцуете, это у вас "великолепная техника". Ваша игра хороша, но вот назвать ее яркой ни у кого язык не поворачивается.

Как говорил один мой знакомый художник: "Без школы мастером не стать. Но школа убивает самобытность. Вот такой парадокс". Не парадокс - просто тропинка очень узкая: пройти школу, но не растерять самобытность. Но, согласитесь, самое главное, что все-таки эта тропинка есть, не так ли?

4-ый контур, гибкость, 5-ый контур, все едино, 3-ий контур, философия, 7-ой контур

Previous post Next post
Up