Возвращаемся к теме и 20-летнему юбилею
"Пяти Адских Могуществ", вторая фаза, часть вторая. После вещей, которые перемножать на П.А.М. не стоит, хоть и там, и там по пять элементов (
1,
2), у меня по плану стояли вещи, которые сопоставлять вполне осмысленно, хоть элементов там и четыре, например :).
Уже всплыла неизбежная тема, что Четвёртое смотрит на Третье, как последователи Тзинча на слаанешитов. [И да, финал второй фазы - это когда и сопоставление осмысленное, и элементов тоже пять.]
В первую очередь, конечно же, надо упомянуть Хогвартс, тем более, что Сортировочная Шляпа мелькала в обсуждении Адских Могуществ ещё в те далёкие годы: распределяющий людей в аду фильтр работает по тому же принципу, только намного эффективнее. Не так давно вышла игра Hogwarts Legacy, видео из которой мне стал резко рекомендовать Ютуб, и это направило мои мысли в соответствующую сторону. При этом, да, среди факультетов Хогвартса нет Второго Могущества. Оно и понятно, Второе - чисто магловская штука.
Где-то так: магическое сообщество никогда не было слишком большим, оно никогда не было слишком сложно устроенным, у них просто ещё не возникало таких проблем, ответом на которые стало бы Второе. Их религия сводится к суевериям, их суеверия всё ещё привязаны к реальным обстоятельствам окружающего их магического мира. Их философия не выходит за рамки тех туманных принципов, которых придерживались основатели Хогвартса в раннем средневековье. Дистанция между людьми, принимающими решения, и рядовыми волшебниками в их системе тоже минимальна, по магловским-то меркам.
Самое близкое ко Второму Могуществу, что там было - это то, что насаждал Волдеморт, сам наполовину магл, конечно же. Вот у него уже была некая Идея, за которую уверовавшие волшебники готовы были взрывать чиновников министерства и идти на каторгу в Азкабан. Но это явно не изначальная суть Слизерина, Слизерин тысячу лет существовал без всего этого. Слизернцев интересовала власть и колдовское могущество в рамках системы, сохранение привилегий чистокровных семей, а не всякое там героическое превозмогание и самопожертвование во имя Вождя. Как писал
Холмогоров:
"Перед нами представители не аутентичной аристократически-расистской идеологии, а представители, если так можно выразиться, классического фашизма. Можно, конечно, спорить и говорить, что фашизм и национал-социализм - это две немножко разные вещи, но я объясню, почему я так не считаю: фашизм и национал-социализм основаны на концепции консервативной революции, метафизическое предположение которой состоит в следующем: наш мир рухнул, правильный порядок вещей сдох, но мы предпримем волевое усилие и с помощью этого волевого усилия создадим новый традиционный порядок, новую аристократию, новый правильный неоархаический режим. Это идея о том, что аристократия может быть создана снизу, если сверху, как естественное положение дел она умерла и выродилась. Идеология Волдеморта - это очень четко идеология выскочки из низов, который объявил себя аристократом и решил это дело закрепить".
Естественно, я тут же представил, как в Хогвартсе завели пятый факультет, для магглов, и вот он стал рассадником Второго Могущества. Да, откуда в Хогвартсе возьмутся магглы? Мой мозг выстроил следующую цепочку. Как известно, у самых чистокровных волшебников иногда рождаются сквибы, полностью лишённые колдовского таланта.
"
Единственным известным сквибом, попавшим в Хогвартс и не разоблачённым до церемонии Распределения , является Ангус Бьюкенен. Он родился во второй половине XIX века в многодетной семье чистокровных волшебников и был рослым, добрым мальчиком. Его братья и сёстры поняли, что он сквиб, раньше родителей, но решили скрывать этот факт как можно дольше: сестра подделала письмо из Хогвартса, они помогли мальчику обзавестись волшебной палочкой , а в Хогвартс старший брат доставил Ангуса на метле. Однако на Распределении не случилось чуда, Шляпа вежливо сообщила, что парень очень добросердечен, но магии в нём нет".
По современным меркам это чудовищный ableism, очень плохо. У потомственных волшебников отбирают право на образование и принадлежность к сообществу на основании врождённого отсутствия у них некого колдовского "органа". Единственный выход - пристроить к Хогвартсу ещё один корпус, для сквибов, и сделать общую среду в школе более доступной для людей без магических способностей. А раз мы и так уже берём в школу полукровок и маглорождённых, то не остаётся возражений и против "маглорождёных сквибов", просто-напросто маглов. Чему их там будут учить? Всякой там "теории магии", "истории магии" и прочим предметам, для которых не нужен талант, а нужна просто усидчивость и зубрёжка, прямо как в типичной магловской школе.
Вот такой умозрительный факультет при желании можно отдать Второму Могуществу. Допустим, сверхценническая идеология там будет строиться на концепции воинов света, на борьбе с тёмной магией и на почитании героев антиволдемортовской борьбы, почему бы и нет? (Если Снейпа обожествят, то для него это будет даже
не впервой.)
Так, я так и не сказал про отожествления, но там всё очевидно.
Гриффиндор - Первое Могущество. Факультет номер один, самый героический из Домов Хогвартса, славные и легендарные дуэлянты, спортсмены, мракоборцы. Храбрость в качестве ведущей и определяющей характеристики.
Слизерин - Пятое Могущество. Факультет зла. Классические недобрые волшебники, любят интриги и тёмную магию, властолюбие и амбиции в качестве главного параметра. Никогда не считали маглов и "грязнокровок" за людей в полном смысле слова.
Рэйвенкло/Когтевран - Четвёртое Могущество. Самый умный факультет, тут всё очевидно.
Хаффлпафф/Пуффендуй - методом исключения, Третье Могущество. Потому что верность друзьям, старательность и т.д. Факультет "и др.".
Тут надо сказать про определённую эволюцию представлений в фанатском сообществе и меметический дрейф. У самой Роулинг всё было просто и безыскусно: герои-злодеи-ботаны-лузеры. Где тот же Хаффлпафф выглядел каким-то факультетом "отбросов", "отбраковкой" - если нет ни морально-волевых качеств, ни амбиций, ни ума, добро пожаловать к Хельгиным детям, к барсукам. Главный праздник Хаффлпаффа - это когда Гриффиндор берёт Кубок школы: "ура, вперёд, Гриффиндор!". И всё в таком духе. Фанатам приходилось придумывать какую-то отдельную, интересную идентичность для Хаффлпаффа, а заодно изобретать обоснование для существования Слизерина, помимо "факультета сюжетного зла"; короче, делать за Роулинг её работу. [И я узнал чудовищный термин слизепафф, или хаффлслизь. Это типа когда "по харду я то-то, но по софту я то-то... и Слизерин, и Хаффлпафф в равных пропорциях". Каждый раз, когда я ныряю в подобные параллельные миры, я возвращаюсь оттуда со страшными словами. Волкоз, "когда фанфики по стране Оз, но Волков тоже канон".
Гаредрак/гарридрак и альвадик. Слизепафф.]
По итогам, Рэйвенкло так и остались ботанами (nerds!), но Слизерин сдвинулся в сторону edgy kids, этаких эмо-нигилистов, которые предпочитают жить на краю и строить из себя крутых и сложных личностей. Гриффиндор превратился в факультет bullies and betas, в обидчиков и шестёрок, то есть ровно в то, чем у Роуилинг были слизеринцы Малфой с Крэббом и Гойлом. Тут, конечно, сказывался и образ Мародёров-гриффиндорцев, которые боролись с юным Снейпом; с ихней крысой Питером Петтигрю, как архетипом злодейского прихлебателя. Но, в общем, у какой-то части фандома Гриффиндор начал ассоциироваться с наглыми спортсменами-мажорами, которым неоправданно покровительствует школьная администрация.
Хаффлпафф сместился в сторону chad'ов (
ролик с каноничным представителем), то есть крутых пацанов, у которых есть секс. Потому что все знают, что в Хаффлпаффе девки парней жалеют и дают им, там с этим проще. И вообще: Роберт Паттинсон (Седрик Диггори) - Хаффлпафф, Эдди Редмэйн (Ньют Саламадер) - Хаффлпафф. Текущий секс-символ и главная "вайфу" мужской части фэндома, профессор Чесноук/Garlick из Hogwarts Legacy - тоже Хаффлпафф. Плюс, шутки на тему "Я всегда знал, что CJ - Хаффлпафф!" (Речь о Карле Джонсоне, чернокожем бандите, главном герое игры GTA: San Andreas.) В том смысле, что ценности Хаффлпаффа были переосмыслены, как гангстерские, в "правильном", пацанском смысле слова. Потому что Халфпафф всегда за корешей стеной, ride or die, вместе до могилы, потому что мы банда!
Заодно я узнал, что их легендарная основательница, Хельга Хаффлпафф, умела и в патентованное могултаевское "повышение планки" :). Рабство домашних эльфов - это тоже она. Как говорила Роулинг, "да, это непростая тема. Скажем так, Хаффлпафф обеспечила... Хаффлпафф сделала наиболее моральный выбор в той ситуации, и напоминаю, что речь идёт о событиях более чем тысячелетней давности. Суть была в том, чтобы обеспечить [домашним эльфам] подходящие условия для работы" [и защитить их от насилия/истребления] (
*). В высшей степени Третье.
Да, к чему я всё это пишу? Я нашёл в сети невероятную фанатскую чушь, которая меня страшно повеселила, и я хотел бы этим поделиться. Как бы, расстановка точек над Хогварством, с точки зрения какой-то очередной фанатской альтернативной версии-ролевой игры, я особо не вникал и не собираюсь. Главное, тёмная сторона Хогвартса! Я прочитал описание
Ravenclaw и очень смеялся. Ещё там есть
Gryffindor,
Slytherin. С
Hufflepuff, как мне показалось, вышло чуть менее удачно. Но главное там финал, о том, что худшая сторона Хогвартса - это
Sorting и есть. "Мы собираем 11-летних ребят и говорим им: вот это ваше главное и единственное качество, это определит всю вашу дальнейшую жизнь, и именно через эту призму вас будут воспринимать окружающие до конца ваших дней".
Меня это настолько порадовало, что я решил перевести хотя бы текст про Рейвенкло. Итак, Тёмная Сторона хогвартсских ботанов:
"Они называли нас трусами и были правы.
Мы и были трусами. Мы были трусами в том смысле, в каком все интеллектуалы трусы - мы слишком много знали, и эти знания парализовали нас до бездействия. Уверенность это дар, счастье невежд.
Наша нерешительность была поводом для насмешек - во имя Мерлина, кончайте уже думать и начинайте делать! Не пытайтесь слишком глубоко копать, а то так ни к чему и не придёте. Ну Мерлиновы же штаны, это же не ваша личная аристотелевская трагедия, это реальный мир.
Смеялись и над нашими переживаниями по поводу экзистенциальных жизненных вопросов - с их противоречиями, сложностями и парадоксами. Да будьте же взрослыми, наконец. Отрастите яйца, харе глядеть в пупок, реальный мир вас не подождёт и не пожалеет.
И они были правы, как всегда правы. Так что мы заперлись в башнях из слоновой кости, где мы могли в тишине размышлять о парадоксах существования; дабы, подобно Гамлету, взвесить все неопределённые последствия для каждого из возможных для нас вариантов действий. И время от времени мы спускались из башни, чтобы принимать неоптимальные решения, к которым нас подталкивали те, кто нас окружал: слизеринцы с их хитрыми целями и гриффиндорцы с их безрассудной храбростью.
Нас осуждали за наше непостоянство, и не сказать, что несправедливо. Мы меняли сторону с каждым новым порывом ветра знаний. Наши привязанности перескакивали с предмета на предмет. Мы постоянно проводили переоценку мира, а потому, когда доходило до дела, наши обещания ничего не значили. Потому что в мире Рэйвенкло ни в чём нельзя быть уверенным слишком долго.
Нас ругали за то, что мы эксцентричные, любопытные, бесстрастные, равнодушные лицемеры, которые проповедуют одно, а делают другое. Душевнее надо быть! Научиться доверять. Станьте нормальными. Играйте по нашим правилам. Говорите то, что имеете в виду, и имейте в виду то, что говорите.
Почему бы вам просто не сделать что-то, а не рассказывать всем о том, что вы хотели бы сделать?
Но ничто из вышеперечисленного - наша трусость, наша неуверенность, наше малодушие, наша ненадёжность, наша равнодушная холодность - не является нашим уникальным видом зла.
Видите ли, все забывают, что Рэйвенкло - это не вороны.
Мы орлы.
Мы парим, мы наблюдаем, мы пикируем с неба без предупреждения, заходим со стороны солнца, прячась в его свете, ослепляя добычу и удерживая её именно там, где нам нужно. И когда мы поднимаемся с земли, чтобы снова взмыть вверх, наша жертва мертва. Всегда. Вы думаете, что бояться тут нечего, но напоминаю вам, что пара орлов способна убить взрослого волка, за счёт обмана, совместной работы и плана действий - один изображает сломанное крыло, чтобы усыпить бдительность зверя, а второй пикирует сверху, чтобы нанести смертельный удар.
Мы смотрим, мы изучаем, мы записываем, мы строим гипотезы, мы экспериментируем, мы выводим теории и изобретаем, мы контролируем. Потому что мы ценим эффективность превыше всего на свете.
Вам нужна кровавая мясорубка, достойная песен и легенд? Обращайтесь в Гриффиндор. Вам нужно войско, которое не бросит вас и будет стоять до конца даже в самой безнадёжной ситуации? Обращайтесь в Хаффлпафф. Хотите выиграть малой кровью? Тогда обращайтесь в Слизерин.
А если вам нужно организовать Холокост, обращайтесь к нам.
Это ведь орёл вышел из Нила и возвёл египетскую империю на песках пустыни. Это орёл вышел из Персии, чтобы создать державу невиданного доселе размера. Это орёл вышел из Рима и поработил Европу, Северную Африку и Ближний Восток. Это орёл нёсся вскачь с первыми крестоносцами, чтобы обеспечить победу Священной Римской Империи. Это орёл поднялся из Франции, чтобы превратить Европу в единую державу под властью французской короны - и так бы и случилось, если бы не суровость русской зимы.
Орел был символом Зевса. Юпитера. Одина.
И именно орёл стал знаком абсолютного ужаса, зла, ненависти, когда 85 лет назад он вышел из Германии и начал систематическую зачистку народов Европы.
Вот наша тёмная сторона. Наша холодная, расчётливая эффективность. Наше внимание к деталям. Наша любовь к изобретательству и упрощению. Мы не сражаемся. Мы не вооружаемся. Мы истребляем. Мы уничтожаем. Мы делаем это за счёт нашего ума.
Бойтесь рэйвенкловцев, которые уверовали в какую-то истину. Бойтесь тех, кто решителен. Бойтесь того, кто превзошёл мораль. Особенно того, кто повернётся и скажет вам: "Те, кто причастен к тайной мудрости, свободны и от мещанских правил, и от мещанских радостей. Судьба наша возвышенна и необычна. Удел наш высок, мы одиноки". [Цитата из "Племянника чародея" К. С. Льюиса.]
Потому что всё, что удерживает нас от чистого, беспредельного зла - это наша нерешительность и те этические принципы, которые мы сами для себя установили".
1. Легко заметить, что это ровно то, что Могултай в
"Пяти Адских Могуществах" приписывает Четвёртому - малодушное лицемерие, трусость, неискренность, ненадёжность. Вкупе с верой в собственное моральное превосходство, ведь у них есть этические принципы. "Вы на нашу нерешительность молиться будете, дурачки".
2. Очевидно и расхождение. Как я уже
упоминал, у Четвёртого Могущества нет прошлого, оно выглядит, как дитя научно-технической революции. Но очевидно, во вселенной Хогвартса, сколь угодно альтернативной, это работает не так, ведь Рэйвенкло и стоящая за ним философия существовали ещё в 10 веке. Поэтому автор для своего адского Когтеврана придумывает исторических предшественников. Получается, что это те, кто со времён фараонов обеспечивал логистику завоевательных походов, кто рассчитывал нормы снабжения, кто составлял планы в штабах. Цитируя старый коммент
fortunatus'а:
"...
мир на основе птолемеевского Египта. Где египетские жрецы, пифагорейцы, мисты Диониса, сионские мудрецы и александрийские библиотекари втайне строят фундамент будущей мировой империи и мировой религии".
Почему эти выдуманные рэйвенкловцы делали ставку на имперские проекты? Очевидно, они считали их единственной возможностью создать обширное, взаимосвязанное, мирное пространство, где по продуманной транспортной сети будут свободно перемещаться торговцы, то есть люди, товары, информация. Только империя может сделать реальность безопасной для грамотеев и умников, только в пределах империи имеет смысл собирать Библиотеку. Но потом, после тысячелетий неудач, одна из их фракций разочаровалась в императорах, как в личностях и методах, и сместила акценты, создав Последнего Орла - США. А позже ещё и создала для Америки Бомбу.