После мрачного, как и обещал, весёлое.
Все побежали, и я побежал. Ну, я ещё какое-то время назад побежал, но пока раскачивался, чтобы выложить, все уже выложили результаты своих экспериментов и свои кадры из несуществующих фильмов. Итак, неройсеть Midjourney.
Пролог, или моя "Дюна"
Сижу я, развлекаюсь, играюсь с идеей очередной экранизации "Трудно быть богом", тут у меня сгенерилось вот это:
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/310353/310353_original.png)
Господи, сказал я, да это же советская "Дюна"! И ухватился за эту эстетику.
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/309839/309839_original.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/309384/309384_original.png)
Да, мне дико зашли эти шапки-шлемы.
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/305689/305689_original.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/305241/305241_original.png)
На предыдущей картинке при желании можно прямо-таки Пола Муд'Диба разглядеть.
Но тут появился Феликс и сказал, что "неправильно ты, дядя Фёдор, бутерброд ешь, ты его колбасой вверх кладёшь, а надо, чтобы грусть, тоска и глубокомысленная безнадёга". И что это вообще на советское кино не похоже.
Всё-таки, советское кино - оно разное. Что я имел в виду? Какая-нибудь республиканская киностудия к западу от Москвы, Беларусьфильм или Довженко, снимает фантастическую историю про космических рыцарей, для юношества. Сказку, но с намёком; как бы, экранизируем классику, но по-своему. В СССР снимали очень странные фильмы с элементами фантастики, посмотрите "Сказку о звёздном мальчике" (Беларусьфильм) или "Новые приключения янки при дворе короля Артура" (студия Довженко). Вообще, в СССР и странная фантастика существовала, может, не была магистральной, но была. Я отталкивался от "
Чакры Кентавра" Ларионовой, фантлаб предлагает роман "
Срубить крест" Фирсова. В комментах к Фирсову кто-то написал очень уместное: "С легкой руки Кира Булычева такая вот «полудетская» фантастика, в которой популярные атрибуты жанра (далёкое будущее, космические полёты, роботы и т.д.) соседствуют с сильно упрощенным (а посему и практически неправдоподобным) изображением жизни и событий, прочно заняла своё место в отечественной фантастической литературе уже с самого начала 70-х". В моей голове условная советская экранизация "Дюны" попадала именно в эту категорию, с оттенком, может быть, шекспировских телеспектаклей того времени, от "Зимней сказки" до "Ричарда II".
Отсюда и упор на шапки. Шапку делать проще, чем целый костюм. Костюмы переделываются из имеющихся, ну максимум с каким-нибудь шестерёнками на груди. Потому что люди-шестерёнки. Да, зашедший в тупик капитализм оборачивается технофеодализмом. Люди сведены к функциям. Одни умеют считать в уме, подобно компьютерам (ментаты), другие прокладывают курс для космических кораблей (навигаторы), третьи лучше всех умеют воевать (сардукары). Вывели и идеальных врачей, не способных навредить пациентам, но с этим пунктом не совсем получилось. Вот так сюжет "Дюны" продавали бы худсовету или описывали в рецензиях по итогам. Хотя, повторюсь, речь бы шла о космической сказке с атрибутами "далёкого будущего".
Но Феликс хотел больше Тарковского. Кстати, нейросеть знала, как выглядел Андрей Тарковский:
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/300888/300888_original.png)
Доктор Юэ на Каладане - парадоксальный кастинг, себе режиссёр отдал роль трагического предателя.
Стиль Тарковского машина представляла хуже. Пришлось кормить её "Солярисом" и "Сталкером". Заодно Феликс предложил добавить в суп депрессивные фильмы семидесятых-восьмидесятых, "Бег", "Агонию", "Письма мёртвого человека". Плюс, "Кин-дза-дза", как единственный пример
успешной советской кинокосмооперы. И "Сафари №6", как очередную порцию позднесоветской безнадёги, и потому что, а почему бы и нет?
Имя Тарковского даже не кажется случайным в этом контексте - кто у нас главный специалист по кинофантастике в СССР, как не режиссёр "Соляриса" и "Сталкера"? Экранизировал Лема, экранизировал Стругацких, почему бы ему не взяться за Херберта? Так что можно считать сгенерированный арт окном в альтернативную реальность, где Тарковский повременил с отъездом из СССР, чтобы экранизировать "Дюну", или начал проект, который заканчивал уже кто-то ещё - или, скорее всего, это наброски к так и не снятому фильму, как та же "Дюна" Ходоровского. Главное, как говорил Ходоровски, "Дон-Кихот не принадлежит Сервантесу... "Дюна" не принадлежит Херберту, она принадлежит человечеству". У каждого творческого человека обязательно будет своя версия "Дон-Кихота", "Гамлета", "Фауста" или "Дюны", текст изначального автора тут не более, чем отправная точка.
Истинная Советская "Дюна", или что бывает, если грузить нейросеть советскими фильмами
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/304169/304169_original.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/303583/303583_original.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/303839/303839_original.png)
"Вы не понимаете, Дюна - это целая планета!" - имперский эколог Кайнз.
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/304519/304519_original.png)
Вот тут я понял, что это триумф. Во-первых, это интересный дизайн для песчанного червя. Спиральная симметрия, при этом нерегулярная, со сбоями, будто это не только живое существо, но и геологический объект. Во-вторых, это "Дюна" времён застоя, как она есть. Советские люди в плащах ходят по Арракису и обсуждают серые будни. Он и Она - у них всё бесперспективно, на работе тоже завал. Сидоров опять всех подвёл. С женой больше жить нельзя, бросить её нет возможности. Детей жалко. На заднем плане маячит Шаи-Хулуд, но не до него сейчас!
Атмосфера:
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/305073/305073_original.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/305570/305570_original.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/306119/306119_original.png)
Герцог Лето (неожиданные пробы Станислава Любшина) обозревает свои новые владения. На переднем плане карриол, за ним орнитоптер, на заднем плане харвестер, похожий на сухопутную баржу со шпилем (статичная декорация, как смогли).
На роль барона Харконнена я предложил Донатаса Баниониса. Он был отличный актёр, да, обычно играл положительных персонажей, но при необходимости мог изобразить и полного гада, как в "Приключениях принца Флоризеля".
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/301972/301972_original.png)
В советском фильме барон точно не будет Владимиром - Херберт пытался подобрать главному злодею максимально зловещее имя, поэтому сделал его тёзкой Ленина. Советского барона назовут стереотипно немецким именем, или вообще обойдутся без него.
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/302314/302314_original.png)
Советский актёр спокойно сыграет и без внешних эффектов, но при желании можно добавить Банионису больше грима и фальшивого жира:
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/302526/302526_original.png)
Я пробовал и другой вариант, где за основу был взят Абаж из "Королевства кривых зеркал":
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/301799/301799_original.png)
Но это получился гротеск (с нотками Городничего из старых советских постановок "Ревизора"), а гротеск такому фильму ни к чему.
Концепция фильма по итогам получилась следующая, помимо вышеупомянутого тупикового технофеодализма, как предельного случая развития капитализма.
1. Пустыня - экологическая катастрофа, вызванная хищнической эксплуатацией природных ресурсов, т.е. спайса.
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/301414/301414_original.png)
Снимать фильм, конечно же, будут в Туркмении, в пустыне Каракумы. Где же ещё? Там снимали и "Кин-дза-дзу". На декорации, как и в случае "Кин-дза-дзы", пойдут найденные по окрестным помойкам и свалкам отходы авиационной промышленности.
2. Червь - неизвестное науке природное явление, никто его не видел, все о нём говорят.
Несмотря на красивую картинку, надо отдавать себе отчёт, что советская промышленность и бюджет фильма полноценного червя не потянут. Поэтому Червь существует за кадром. Это некий катастрофический феномен, уничтожающий спайсодобывающее оборудование. Те, кто с ним столкнулся непосредственно, уже ничего не расскажут. У рабочих, естественно, есть куча примет и суеверий, связанных с Червём и позволяющих предотвратить его появление. Но все догадываются, что польза от них околонулевая.
Всё это даёт повод для продолжительных философских бесед в кадре. Как обсуждение суслика в "ДМБ", но всерьёз. Как "Улитка на склоне", только "Дюна". (Червь - это Волна, сказал Феликс, имея в виду "Далёкую Радугу".)
3. Вольные, они же фримены - обездоленные и угнетённые местные жители.
Их гоняет охрана и наёмники. Вольные каким-то образом выживают в пустыне, где у них расположены потайные теплицы и водосборники. Червь их не трогает.
"Я слышал, что Вольные договорились с Червём".
"Они не договариваются, они с ним разговаривают, ну как вы не понимаете!"
4. Харконнены - буржуи, международный капитал; крупная компания, хищнически эксплуатирующая Дюну.
Барон в тексте заявлен, как очень толстый и очень плохой, что на языке советских символов автоматически делает его Самым Главным Буржуином. Слуги и солдаты Харконненов - белогвардейские недобитки и прочие примкнувшие к ним фашисты. Питер де Вриз, ментат Харконненов, на фоне карты северного полушария Арракиса:
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/306882/306882_original.png)
За основу, естественно, был взят Хлудов из "Бега".
5. Императорская власть - империалисты, агрессивный блок НАТО.
Прилетят на выручку международной компании, когда та начнёт нести убытки от народного сопротивления.
***
Ещё пробы, на роль герцога и леди Джессики:
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/302592/302592_original.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/303274/303274_original.png)
"У меня такое чувство", сказал Феликс, "что Линч практически советскую "Дюну" и снимал!"
Но так как за основу тут взята последняя царская чета (из "Агонии"), худсовет не пропустил бы подобной идеологической диверсии. Как вариант, из того же зерна, очень, очень альтернативная концепция ментатов, как буквальных живых компьютеров:
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/303059/303059_original.png)
А взглянув на это, я сразу понял - посланец Гильдии Навигаторов!
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/306324/306324_original.png)
...И я прям вижу, как они это сделали, в той реальности, где фильм был снят. Декорация, в ней два телеэкрана, на которые транслируется лицо актёра, которого крупным планом снимают телекамеры. Телеэкраны спрятаны за толстыми линзами типа "рыбий глаз", возможно, просто стёклами, заполненными водой. А в результате стильный сюр и абсолютная крипота, на зависть Ходоровски и Личну. Советские дети потом сорок лет бы вспоминали, как писались в кровать, увидев вечером в телевизоре посланца Гильдии Навигаторов.
Просто атмосферная картинка, демонстрирующая влияние фильма "Кин-дза-дза":
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/309215/309215_original.png)
Работники спайсодобывающей отрасли:
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/308530/308530_original.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/307096/307096_original.png)
Откуда-то в "гены" сгенерированных картинок пробрался этот чудовищный оранжевый фильтр. Но чудесная и любимая Оля сказала: "Ничего, это висящая в воздухе пряность".
Вооружённая стража одного из Великих Домов (возможно, Атрейдесы):
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/310591/310591_original.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/310802/310802_original.png)
Космические торговцы, в которых много планеты Плюк:
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/308763/308763_original.png)
Вольные и их ветрогенераторы-водосборники:
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/307442/307442_original.png)
Всё та же продукция советских свалок и авиационных кладбищ, но покрашенная в более яркие цвета, чтобы показать, что для Вольных Дюна - дом родной.
И, наконец, мои любимые имперские сардукары (за основу взят фильм "Сафари №6" с Авиловым):
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/307662/307662_original.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/307947/307947_original.png)
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/308412/308412_original.png)
Тут просто всё сразу видно. Агрессивные коршуны НАТО, цепные псы империализма, наёмники капитала. Иностранный Легион. Идут вперёд, выжигая всё живое. Огнемётами.
![](https://ic.pics.livejournal.com/gest/1413825/312304/312304_original.jpg)
Солнцезащитные очки, высокие ботинки на толстой подошве, небрежно расстёгнутая гимнастёрка. Каждый советский мальчишка в душе мечтал быть настолько крутым.
P.S.