Татиба-II

Feb 25, 2013 02:49



Так. Будучи самим собой, я не мог не сделать на базе этого очередной классификатор социумов :).

Допустим, в нашей условной ролевой системе есть возможность путешествовать во времени (или между мирами). В разных социумах одни эгрегоры сильнее, а другие - слабее. И это влияет на обладателей соответствующих татиб, а также на роли, которые они могут играть после "переноса". Условно говоря, у высокоуровнего идейного сталиниста в сталинском СССР сразу будет удостоверение важного НКВДшника, машина с шофёром и квартира с домработницей. Аналогично, прокаченный монархист в царской России окажется потомственным дворянином и высокопоставленным сановником - так? Чёрные в "чёрных" мирах всегда оказываются богатыми и успешными, и т.д. Ну и наоборот тоже, естественно. В каком-то смысле, это даже можно связать с идеей Консенсуса: прошлое - это не более чем наши представления о прошлом. Путешествия во времени скорее укрепляют соответствующую татибу, чем подрывают её устои.

У "синего" и в "вечные девяностые годы" всё будет хорошо, потому что демократия. Причём, хорошо в буквальном смысле слова. А у "красного" в "застойные годы" никогда не будет проблем с продуктовым дефицитом, условиями жизни, интересной работой и доступом к информации. Но если поменять их местами, их жизнь превратится в вечную борьбу с Системой в условиях безнадёги и нехватки ресурсов.

"Вечное настоящие" в таком случае будет периодом тектонических сдвигов, когда ничего ещё не ясно, и все татибы - вернее, стоящие между ними эгрегоры - застыли в неустойчивом равновесии, выбирая, в какую форму отлиться.

Итак, сделаем вывод, что "чистых" социумов не бывает - всегда есть некая иерархия татиб. И сама схема, указывающая каждой татибе её место, является не более чем архетипом, которому реальный социум может соответствовать в большей или меньшей степени. Главное, чтобы он стремился развиваться в этом направлении - до очередной ломки и смены альянсов.

И да, от себя я добавлю, что возможных вариантов отнюдь не 125 :). А, допустим, десять.

Конечно, татибы - штуки гораздо более древние, чем кажется на первый взгляд. Говорят, Невидимой Руке поклонялись ещё в Карфагене, и на улочках древних персидских городов резали людей во имя идей, близких нынешним "красным". Но тогда в ходу были иные имена, и эти миры покажутся современному человеку настолько странными и чуждыми, что для простоты я буду использовать примеры из ближайшего прошлого и будущего, по возможности отечественные.

В качестве образца возьмём условный "застойный СССР".

На первом месте, очевидно, будет красная татиба. Общество далеко от идеалов коммунизма, но это можно списать на сталинские перегибы предыдущей эпохи. На словах - полное возвращение к ленинским принципам внутренней и внешней политики.
На втором месте, как ни крути, окажется жёлтая. По понятным причинам, открытые сторонники Сталина избежали каких-либо репрессий, люстраций и лишений советского гражданства. В советском обществе носители этой татибы отвечали примерно за такие взгляды: "Зря советская власть со всеми этими уродами миндальничает, зря! Давить их надо, гадов, как при Сталине... при Сталине порядок был!"
На третьем месте - белая. Умеренное почвенничество и даже ностальгия по русскому прошлому не особо поощрялись, но не особо и угнетались. Об этом, опять же, лучше скажут те, кто тогда жил.
На четвёртом месте - синяя. Демократическая татиба - это признак диссидентов и прочих антисоветчиков. За это били по голове.
На пятом месте - чёрная. Она, конечно, приписывалась карикатурным буржуинам в дешевой пропаганде, ну и всё. Опоры в обществе у неё не было, носителей таких идеалов было очень мало, и, в общем-то, если бы рыночные фундаменталисты начали выражать подобные взгляды вслух, их бы слабо поняли даже противники существующего режима.

Выведем из этого общие правила. В каждом относительно стабильном обществе есть господствующая татиба, которая и задаёт его идеалы.
Татиба номер два - это "оппозиция его величества", главный союзник правящей татибы. Только ей одной позволяется быть "правовернее Папы Римского" и в тех или иных пределах аккуратно критиковать власть.
Татиба номер три - средняя позиция, полные нейтралы. Они есть, но погоды они не делают.
Татиба номер четыре - внесистемная оппозиция. Истинный враг существующей власти.
Татиба номер пять - абсолютное меньшинство, внешнее пугало или что-то в этом роде. Нечто чужеродное для данного общества.

(С точки зрения магии, у носителя первой татибы все волшебные абилки работают по максимуму, третьей - по минимуму, у носителя пятой они просто отключаются. У носителя четвёртой работают только заклинания, направленные на разрушение и дестабилизацию обстановки. :))

Примем, что главная татиба в качестве союзника всегда берёт одного из двух своих соседей, а в непримиримую оппозицию тогда уходит второй сосед (как нереализоваванная альтернатива). Нейтралы, третье место - сосед союзника правящей татибы. Оставшаяся татиба попадает на пятое место. Естественно, в зависимости от режима определяется и роль оппозиции. Жёлтая своих врагов жёстко мочит, синяя слушает, а чёрная даже готова их символикой приторговывать.

Я вам даже схемку нарисовал, названия условные:



Например, кошмар Айн Рэнд - власть демократов в союзе с коммунистами. Идейные и героические рыночники в жёсткой оппозиции к правящему режиму. Сторонники закручивания гаек живут себе да поживают. На традиционалистов всем плевать.

Демократический архетип - власть демократов в союзе с рыночниками, коммунисты в оппозиции, фанаты тоталитаризма никому не нужны. Это то, что пытались построить в России после Февральской революции, а затем и в 90ые годы, оба раза неудачно, хотя и по-разному. (Чтобы кто не говорил, чёрная татиба в 90ые не была у власти, хотя и стремилась к ней. Взгляды уровня "пенсионеры, врачи, учителя, рабочие должны передохнуть, как неэффективное быдло" - озвучивались, пользовались определённым уважением, но, всё-таки, не являлись официальной позицией Кремля.)

Именно такая система царила в США на протяжении десятилетий. Теперь республиканцы обвиняют демократов в том, что те изменили рыночным идеалам и договорились с социалистами. А демократы, в свою очередь, обвиняют республиканцев в том, что республиканцы изменили демократическим ценностям и пошли на союз с христианскими фундаменталистами-традиционалистами.

Идеал Стругацких - реакция на жизнь в застойном обществе. Мечта о том, что коммунисты откажутся от союза со сталинистами, и, вместо этого, создадут альянс с демократами. "Фашисты" уходят в оппозицию и становятся официальными врагами. Всякая там "православная ностальгия" и прочая деревенская плесень просто сметается в чулан, как никому не нужная.

Сталинский СССР, как архетип тоталитарного общества - союз сталинистов с традиционалистами. Коммунисты - в оппозиции, демократы никому не нужны. Ну то есть в те годы сталинисты сами называли себя "коммунистами", но, как я уже сказал, эта татиба не придаёт особого значения словам. А вот тех, кто сохранил верность марксизму, сталинисты называли "троцкистами", то есть "троцкист" - это сталинистская кличка для коммунистов. Когда вы услышите, что "к власти в СССР после смерти Сталина пришёл троцкист Хрущёв", это означает, что после Сталина советское общество заново присягнуло красной татибе. Понятно, что в сталинские годы оппозиция по большей части была "виртуальной", но в той степени, в какой она существовала, речь всегда шла о чём-то подобном:

" Уже из названий перечисленных групп ясно, что это были объединения, основанные на марксистской, коммунистической платформе, хотя далеко не каждая группа имела документы, которые с полным основанием можно было бы считать программными. Речь шла скорее об общей ориентации. Самостоятельное изучение работ Маркса, Энгельса, Ленина, теории социализма, с одной стороны, наблюдение за реальной жизнью - с другой, стали главным источником сомнения, побудительным мотивом к действию".

Ну и наконец, сами подумайте, что означало относительно высокое, но "беззубое" существование чёрной татибы в тоталитарном обществе.

Предельная реализация тоталитарного архетипа - это Северная Корея. Мы до такого, слава богу, не дожили. Можно также посмотреть на диктаторские режимы Северной Африки и Ближнего Востока, но для исламских стран вообще характерно господство двух татиб - жёлтой и мусульманской версии белой. То есть, в этом регионе обычно приходится делать выбор между властью диктатора, опирающегося на традицию, и властью традиции, опирающейся на диктаторские методы.

"Красная диктатура" - результат стратегического альянса между жёлтой и красной татибами, при главенстве жёлтых. Возможно, именно такое общество пыталась изобразить Советская Россия на заре своего существования. Рыночники никому не нужны - демократам позволяют существовать - традиционалисты в оппозиции. Пока власть расстреливала попов и царских чиновников с офицерами, коммунисты были согласны на тоталитаризм. "Трудами праведными не построишь хоромов каменных", тем более - для всего человечества. Нельзя построить новое общество и не запачкать руки, ага. Но потом Сталин начал расстреливать коммунистов... Люди, спасшиеся в эмиграции, ещё успели позлорадствовать над судьбой своих красных гонителей.

Поздняя Российская империя - это власть белой татибы, опирающейся на чёрную, рыночную. Демократы есть, но они ничего не решают. Пророки пролетарской революции и красной татибы в крестьянской стране никому не нужны, что неудивительно. Это приводит нас к интересному выводу, что настоящей оппозицией царизму являлась затаившаяся Азия - носители неотрефлексированной "ордынской" татибы, которые так и не простили царской власти отмену крепостного права, не говоря уже о суде присяжных и прочей европейской мерзости.

Я хочу, чтобы вы поняли мою мысль. Проблема даже не в том, что российские самодержцы превратили крестьян в крепостных. Проблема в том, что они освободили дворян! Дарование дворянских вольностей стало тем преступлением против ордынских ценностей, после которого жёлтая татиба ушла в оппозицию и стала медленно подготавливать свою страшную месть. И у неё получилось отомстить, на все сто процентов. В Америке пришлось устраивать Гражданскую войну, чтобы в стране не осталось рабов. У нас Гражданскую войну вели для того, чтобы в стране не осталось свободных. Ради этого идеала люди совершали подвиги и шли на смерть. И это даже не смешно.

Знаете, как говорят - у нас принято радоваться, что у соседа корова сдохла. Но радоваться можно по-разному. Один радуется, потому что у него есть стадо, а у соседа одна корова, и та сдохла. Такова была воля Рынка - Невидимая Рука наказала нечестивого "неэффективца" за лень и нежелание работать. Это чёрная татиба. А можно радоваться тому, что у тебя есть одна корова, а у соседа их было две, а теперь тоже одна.

Представьте себе людей, которым невыносимо жить в обществе, где кто-то явным образом богаче и успешнее их, причём в такой степени, которая делает бессмысленной какие-либо попытки сократить разрыв. Не потому даже, что это невозможно - теоретически, это возможно, но только для ничтожного процента попытавшихся. А ведь у таких людей тоже есть уважение, чувство собственного достоинства. И всё это у них отбирает демократия и рыночная экономика с её "правилами игры". Другое дело - Орда. Да, Хан может в любой момент приказать избить их, казнить, обратить в рабство. Но точно также он может поступить с любым из своих приближённых - и любому, самому выдающемуся полководцу могут по приказу Хана сломать хребет или разорвать его лошадьми перед стойбищем. В том числе - по доносу ничтожнейшего из рабов. Именно это делает этих людей счастливыми. Пусть я нижайший из низших - но и первый среди слуг Хана ничем от меня не отличается. Стоит ли смеяться над тем, что даёт людям смысл жизни и позволяет им с гордостью смотреть в глаза своим детям?

Ну вот. А коммунисты просто вскочили на подножку поезда и заключили союз с жёлтой татибой, потому что одними идеями рабочего самоуправления они бы ничего в России не добились.

Дальше идёт то, что многие сейчас с опаской называют идеалом Путина. Новое издание православия, самодержавия, народности (в варианте "РПЦ, вертикаль власти, многонационалия"), опирающееся на авторитарные методы, с полной неактуальностью каких-либо демократических идей. В роли оппозиции - носители чёрной татибы, которые мечтают придти к власти, приватизировать всё, что национализировали на предыдущем витке, а потом продать это подороже западным покупателям.

В общем-то, в качестве идеала такая схема характерна для идеократических, традиционалистских и отгородившихся от мира режимов. Весь вопрос в том, что Путину ближе - Иран аятолл или Япония Токугав? "Но я уверен, что до этого не дойдёт" (с)

Либерпанк - помните, как makarovslava форсил этот термин? По факту получается, что либерпанк - это всего лишь один из десяти возможных типов обществ, которые можно построить на основе пяти татиб. Это ситуация, когда наверху радикально рыночная татиба, которая опирается на демократическую, а традиционалисты - в оппозиции. Коммунисты есть, но они никого не волнуют. (А сталинисты не нужны.)

Наконец, последний вариант - китайский вариант :). Коммунистическую партию Китайской Народной Республики давно подозревают в том, что они пытаются создать абсолютный кошмар любого коммуниста: Власть Рынка, опирающегося на местную Традицию, с любителями жёсткой руки, ностальгически вздыхающими о прошлом, и с буржуазными демократами в роли диссидентов. Настоящих марксистов - единицы, и их никто не замечает. Там, где либерпанк перестраивает страну в интересах корпораций, "китайский вариант" пытается создать страну-корпорацию.

татиба

Previous post Next post
Up