Sky High, или _почти_ обо всём

Jan 07, 2012 00:10

А вообще, я уже давно хочу написать о фильме Sky High ("Высший пилотаж"). Он у меня, так получилось, в самых разных концепциях фигурирует.

Но сначала общие слова. То, что американцы выдумали супергероев, как сюжет - это их огромное достижение и весомый вклад в мировую культуру. У меня где-то валяются альбомы, в которых я в детстве калякал карандашом. Пара рисунков представляет собой явное подражание Бэтмену и Людям Икс - следствие того, что я подержал в руках свои первые американские комиксы. Так вот, я в сразу понял, что это фишка, а чутьё на такие вещи у меня было всегда (заметил я без ложной скромности :)).

С другой стороны, всё указывало на то, что диснеевский фильм про школу супергероев должен быть дурацким. Странно, но он оказался чуть лучше, чем можно было ожидать.

Проблема в том, что этот фильм можно рассматривать под самыми разными углами. Процитирую аннотацию с русской Википедии:
"Родители Уилла Стронгхолда занимаются недвижимостью. Со стороны - самые обычные люди. Но на самом деле Стронгхолды - супергерои, которые каждый день спасают мир. Отец обладает суперсилой, а мать умеет летать. Стронгхолды мечтают в один прекрасный день передать защиту мира Уиллу. Мальчику предстоит пойти не в обычный колледж, а в специальное учебное заведение для детей, обладающих СУПЕРспособностями. Все ждут, что Уилл станет «звездой» колледжа. Ещё бы. Его родители - самые знаменитые и горячо любимые герои. Только вот… Уилл не обладает какими бы то ни было способностями… И пока не ясно, будет ли так всегда или у Уилла просто замедленное развитие. Новичков в школе ждет расстановка сил. Их будут делить на два класса: Герои и Помощники героев. Куда же попадет Уилл?.. С первого дня в школе Уилл приобретает любовь (самая популярная девушка колледжа) и заклятого врага (сын СуперЗлодея, которого отец Уилла отправил за решетку). Уиллу предстоит пройти тяжелые испытания. Он побывает по обе стороны популярности, найдет лучшего друга и настоящую любовь. Ну и, конечно, Уилл спасет своих родителей (а заодно и весь колледж) от опасного врага".

1. Изначально я рассматривал его в рамках классового анализа. Главный герой, Уилл Стронгхолд, является частью элиты по праву рождения. На деле, стоящая перед ним проблема звучит так - сможет ли он взойти на вершину общества, подобно своим родителям-супергероям, или ему придётся довольствоваться ролью скромного представителя верхней прослойки среднего класса, в соответствии с их гражданским альтер-эго?

А злодеи - те, кто борется с хозяевами жизни. Первый антагонист - Войнамир (Уоррен Пис), парень, чей отец был злодеем, которого упрятал за решётку отец Уилла. Войнамир вынужден после школы подрабатывать официантом в дешевом китайском ресторанчике, а на школьный бал он приходит в отцовском пиджаке ("ему в тюрьме он всё равно не нужен"), так что с классовым характером конфликта всё в порядке. Нет, конечно, раз фильм американский, кончается всё классовым миром - Уилл Стронгхолд и Войнамир становятся друзьями.

(Немного о буржуазном лицемерии. Во время драки с Войнамиром у Уилла Стронгхолда впервые проявляются суперспособности. Отец уводит его в своё секретное убежище, якобы для сурового разговора: "Скажешь матери, что я на неделю запретил тебе играть в Икс-Бокс". "Но у меня нет Икс-Бокса", удивляется Уилл. "Теперь - есть!" - довольно ухмыляется Стронгхолд-старший.)

Плюс, в кои-то веки, у главного злодея был умный план - по крайней мере, умный по меркам детского фильма. Главная злодейка, Адская Боль (Роял Пэйн, в нашем дубляже - "Дик Больно"), изобрела волшебный бластер, превращающий людей в младенцев. Этот бластер она решила пустить в ход на школьном вечере, чтобы превратить в младенцев учеников и преподавательский состав школы супергероев, а затем воспитать их по своему образу и подобию. План внушает уважение, потому что рассчитан на долгий срок - через двадцать лет у Адской Боли будет армия молодых супергероев (способности-то у них генетические), воспитанных в рамках злодейской идеологии.

Понимаете? Это в духе идей Грамши и Маркузе - чтобы изменить общество, нужно сначала захватить систему образования. Адская Боль смогла осознать, почему злодеи всегда проигрывают - у супергероев есть школа, в которой учатся все подростки с суперспособностями, т.е. речь идёт о культурной гегемонии. В злодеи попадают только те, кто сумел отвергнуть навязанные в школе ценности, но своей школы у злодеев нет. Вот Адская Боль и решила разом уничтожить супергеройскую школу и создать свою, злодейскую, вместе с будущими учениками.

Да, в конце фильма Уилл и его товарищи побеждают Адскую Боль, но она к тому времени успела превратить в младенцев почти всех учеников, всех учителей и всех гостей, включая родителей Уилла. Итак, на борту летающей школы супергероев остаётся несколько подростков - и двести младенцев. Это могло бы стать сильной концовкой! Но к счастью для героев, создатели вспомнили, что фильм для детей, и прибегли к богу из машины - один из учителей, СуперГений, сохранил память и разум даже в младенческом теле, сумел разобраться в устройстве бластера и расколдовать остальных, пока в их мозгу не произошли необратимые изменения.

2. С другой стороны, фильм можно рассматривать, как странную и довольно тонкую пародию на Гарри Поттера, пародию в изначальном смысле, где все смыслы вывернуты наизнанку.

Например...

В "Гарри Поттере" в центре повествования маги, которые прячутся от простых людей. Стилистика фэнтезийная, например, на уроках ученики учатся варить колдовские зелья.
В "Высшем пилотаже" в центре повествования всемирно известные супергерои, о которых рассказывают в новостях. Стилистика фантастическая, например, на уроках ученики учатся собирать бластеры на скорость.

Школа в "Гарри Поттере" напоминает о частных британских школах.
Школа в "Высшем пилотаже" напоминает о государственных американских школах, которые нам ближе и понятнее. Типажи все знакомые - директриса, школьная медсестра, сумасшедший физрук, орущий на тех, кто не смог сдать нормативы, затюканный учитель, а также презирающий учеников учитель, считающий себя непризнанным гением...

В "Гарри Поттере" учащиеся делятся на четыре факультета, со своей историей, стилистикой, традициями и репутацией выпускников.
В "Высшем пилотаже" учеников делят на две категории - герои и помощники (успешные и лузеры). И это деление на всю жизнь.

Вообще, создатели фильма не отказали себе в удовольствии показать, что учеников оценивают исключительно по боевой эффективности их способностей, что иногда приводит к неожиданным результатам. Хилый очкастый мальчик, похожий на типичного ботана, умеет превращаться в огромного каменного голема, что сразу же обеспечивает ему место в школьной аристократии. Другой ученик харкает слизью на стену. "Помощник!" - презрительно орёт физрук. Тем временем, стена начинает дымиться и плавиться. "...Герой!" - поправляется физрук.

Главный герой попадает в класс помощников-лузеров, потому что его суперспособности ещё не проявились. Его подруга оказывается там же, потому что она отказалась принимать участие в тесте, назвав подобные испытания унизительными и необъективными. На самом деле, несмотря на свои левацкие идеи, она одна из сильнейших учениц, с абсолютной властью над растительным миром.

В "Гарри Поттере" всё начинается с того, что сразу после рождения Гарри злобный Вольдеморт выследил его родителей и убил их. Хотел убить и Гарри, но заклинание срикошетило от будущего главного героя и развоплотило злодея. Главный положительный колдун Дамблдор подобрал младенца на руинах и отнёс в приёмную семью.
В "Высшем пилотаже" злодейка Адская Боль однажды заманила будущих родителей героя в ловушку, чтобы расстрелять их из своего бластера, превращающего людей в младенцев. В итоге, выстрел срикошетил и превратил в младенца её саму. Не разобравшись в ситуации, герои решили, что злодейка погибла; на самом деле, младенца подобрал её злодейский помощник, который затем вырастил её, как свою дочь.

Гарри Поттер - живая легенда, в первый же день в школе оказывается, что все знают его, как Мальчика-который-выжил.
Родители Уилла Строгхолда считаются величайшими героями Америки. В первый же день школе оказывается, что все знают его, как потомка и наследника Стронгхолдов.

Первый антагонист Гарри Поттера - светловолосый Драко Малфой из богатой и знатной семьи Малфоев. Отец Драко сражался на стороне Вольдеморта, но сумел отмазаться, в то время как остальные последователи Тёмного Лорда сели в волшебную тюрьму. Вражду с Драко Гарри пронесёт через всю свою школьную жизнь..
Антагонист Уилла Стронгхода - темноволосый Войнамир. Как я уже сказал, он из бедной семьи, его отец был злодеем, который попал в тюрьму для супергероев из-за родителей Уилла. В итоге, они с Уиллом Стронгхолдом становятся лучшими друзьями и даже вместе играют в школьной спортивной команде.

В "Гарри Поттере" треугольник из главного героя, его лучшего друга и подруги разрешается следующим образом: друг получает подругу, а Гарри достаётся случайная девушка.
В "Высшем пилотаже" подруга детства главного героя пытается вызвать его ревность, гуляя с Войнамиром. В итоге, она всё равно выбирает Уилла, а Войнамиру достаётся случайная девушка.

(gilgamesch в этот момент заметил, что именно в "Гарри Поттере" происходит инверсия традиционных смыслов; обычно именно главный герой получает главную девушку.)

Мысль понятна? Можно ещё добавлять по мелочи; ну там один из учителей Поттера, Снейп, ненавидел его отца и потому постоянно демонстрирует свою неприязнь к Гарри; один из учителей Уилла, мистер Бой (Америкэн Бой) был помощником его отца и до сих пор восхищается им, а потому демонстрирует симпатию к сыну Командира. Вольдеморт после своей "смерти" пытается проникнуть в школу при помощи одного из учителей; Адская Боль в своей новой жизни сама учится в школе. Том Риддл, будущий Вольдеморт, был самым талантливым учеником в школе, и уже тогда начал собирать вокруг себя последователей; будущая Адская Боль в первой жизни была непопулярной и малозаметной ботаничкой-помощницей. (И только на "втором витке" стала красавицей и отличницей.)

3. Да. Ещё один момент. Адская Боль - технопат, супергерой, специализирующийся на создании и контроле над техникой. Изначально она была чем-то вроде злой версии Железного Человека - всегда сражалась в специально сконструированном летающем боевом скафандре, поэтому ей удалось скрыть не только свою личность, но и пол. Именно благодаря своим способностям она и создала волшебный бластер, превращающий взрослых людей в младенцев. Но ирония в том, что воспроизвести его она не может; пока она заново росла, она забыла всю свою старую жизнь и свои тогдашние открытия. Поэтому-то она начинает клеиться в Уиллу, чтобы проникнуть в его дом и украсть свой бластер из хранилища трофеев его родителей. Ещё раз - всё, что Адская Боль знает о себе, о своей прошлой жизни, она узнала от воспитавшего её помощника. По-моему, это тонко.

К этому моменту, я уже стал задумываться о том, что за общество мы видим в фильме.

Все герои придерживаются в одежде своих цветов, подобно принцам Амбера. Причём, в случае Уилла, это семейные цвета - патриотическое сочетание белого, синего и красного, как на сурпергеройских костюмах его родителей. Его подруга всегда выбирает зелёный, Войнамир - чёрный.

Нам сообщают, что помощники обязаны прислуживать героям - и именно герой выбирает имя и цвет костюма для помощника.

Далее, мы узнаём, что во времена родителей Уилла гении и технопаты считались помощниками, а героями признавали только быстрых-сильных-умеющих стрелять энергией из рук. С тех пор всевозможных "умников" повысили до героев. (Отсюда разница между первой и второй школьной жизнью Адской Боли, при одинаковых способностях.)

А вот Уилл и его друзья-помощники собрались дома у Уилла, чтобы сделать домашнее задание. Они решают задачи следующего вида: у вас в руках арбалет, на вашего героя нападает зомби, что делать? Правильный ответ - надо суметь передать арбалет герою, чтобы он смог пристрелить зомби. Помощники - оруженосцы, они не имеют права самостоятельно совершать подвиги.

Затем дома появляется отец Уилла, который не знает, что его сын сам оказался в классе помощников. "Общаешься с помощниками?", - замечает он, - "Это правильно. Хех, во времена твоего деда их даже на порог дома не пускали!"

Любимая школьная игра супергероев - "Спаси гражданина". Участники делятся на две команды, затем манекен "гражданина" подвешивают над гигантской автоматической мясорубкой и медленно опускают вниз. Одна команда, "герои", должна его спасти, другая, "злодеи", им мешает. Манекен бибикает "спасите меня!"; глядя на это, учитель СуперГений ностальгически вздыхает: "Раньше в эту игру играли с живыми гражданами!"

Этого мне хватило. Представляете картину? Молодые супергерои ловили какого-нибудь обычного человека, объявляли его "гражданином" и вешали над пропастью, а затем поджигали верёвку. Ну и да, потом одни пытались его спасти, а другие не давали им подойти к "гражданину". И это положительные герои! Будущие защитники общества от злодеев!

Плюс, фамильные цвета. Плюс, "особое" отношение к помощникам, слугам и оруженосцам, как к людям (т.е. героям) второго сорта - отношение, которое только недавно стало меняться к лучшему. На что же была похожа показанная в фильме версия США ещё лет сто-двести назад? Мне видится некий специфический "индустриальный сверхчеловеческий феодализм", в котором каждый из сильнейших супергероев контролировал отдельный город. (Аналогично ситуации во вселенной DC, где Супермен - это Метрополис, а Бэтмен - Готэм.)

Кстати, это позволяет обнаружить лакуну во вселенной фильма, в рамках мифа. Им не хватает именно героя в духе Бэтмена - простого человека, который за счёт маниакального упорства сумел заработать статус героя (аналогично тому, как Супермен и Чудо-Женщина, сами сверхъестественные существа, признали Бэтмена равным себе), и получил право содержать своих помощников (у Бэтмена это Робин). Как и Бэтмэн, подобный персонаж должен был взять на себя героические обязательства - например, никогда не использовать огнестрельное оружие. Огнестрельное оружие - только для магглов. Герои могут использовать свои способности, кулаки, холодное оружие, арбалеты (упомянутые в школьной задаче), всевозможные виды энергетического оружия и волшебных бластеров (видимо, потому, что волшебные бластеры эмулируют суперспособности, которые и так встречаются у отдельных героев). Но огнестрел - харам! Если судить по комиксам, суперзлодеи могут использовать наёмников-людей, вооружённых огнестрельным оружием, но сами его в руки всё равно не возьмут - культура-то у них с героями одна.

4. Можно говорить о том, что фильм умудрился наступить на полы собственного платья и героически рухнул на лицо - в плане морали. Какая сквозная идея ожидалась? Can a zero become a hero, поверь в себя, помощники - тоже люди, всё-такое. Что получилось? Да, герой постепенно обрёл суперспособности, причём унаследовав их сразу и от отца, и от матери - а именно, сверхъестественную силу и способность летать. Но в чём его заслуга? Он сын своих родителей, у него правильная кровь. " А если я ноль, то почему я Стронгхолд?", ага.

А помощники, друзья главных героев? Ну там, мальчик, светящийся в темноте, девочка, умеющая превращаться в морскую свинку, и ещё один мальчик, способный растекаться лужей соплей? Да, так получилось, что их способности в конце пригодились, чисто случайно. Например, когда герои оказались в темноте и без фонарика. Что тут скажешь, они помогли. Но по сути, они так и остались теми, кто светится в темноте и растекается соплями. А Уилл Стронгхолд летает и обладает суперсилой! И влюбился он в равную себе потомственную супергероиню, в девушку, которая управляет растениями, а вовсе не ту, которая превращается в морскую свинку.

5. С точки зрения недавно упомянутых концепций...

Если говорить о "светловолосых" и "темноволосых", то фильм строго на стороне первых. Главный герой принадлежит к потомственной элите, и потому он герой. А всякое "левачество" - это забава девушек из хороших семей (например, подруги героя). Элита признаёт, что в прошлом были перегибы. С помощниками, опять же... но в прошлом же! А ныне правящий класс стал прогрессивным. Более того, подчёркивается, что школьные обиды "темноволосой" Адской Боли были настоящими, но остались в той её жизни, которую она всё равно не помнит. Теперешняя Адская Боль воюет с властью супергероев лишь потому, что её воспитали таким вот неправильным образом.

Если говорить о " мире без Героя"... то тут всё довольно забавно.
Перед нами общество второго типа, это понятно. Супергерои - суггесторы, помощники - диффузники. Но при этом, Главное Зло наделено чертами не сколько суперанимала (чего следовало ожидать), сколько неоантропа. Адская Боль умна, изначально непопулярна, не обладает обычными супергероическими способностями, делает ставку на технику. Плюс, стремление воспитать всех по своему образу и подобию - это неоантропская мания (а волшебный бластер - "технология-икс" :)).

(Соответственно, повышение "умников" до статуса героев означает заключение договора между суггесторами и неоантропами.)

6. На самом деле, этот пост нужен был мне для другого... но об этом - в другой раз 8-).

P.S. C Рождеством вас!

геополитика, фильм, мир без Героя

Previous post Next post
Up