Щёлкая каналами, попал по "Культуре" на концовку какого-то неизвестного мне советского балета. Я не то что сюжет не понял, я даже не смог определить, что именно они изображают, и в какую эпоху происходит действие.
Ладно, выяснил, что это балет "Золотой век", музыка Шостаковича, постановка Григоровича восьмидесятых годов. А дальше, наверное, будет история о том, как мало либретто в балете связано с музыкой. Потому что основных версий этого балета две - 1930 и 1982 года.
Первая версия. Изначально произведение называлось "Динамиада", и должно было рассказывать о спортивном и идеологическом триумфе советской футбольной команды в капиталистической стране. Шостаковича попросили написать музыку на этот сюжет.
"
К Шостаковичу товарищи обратились неспроста - анкетные данные отчетливо отражали его воодушевление футболом. Для большинства музыкальных коллег эта страсть осталась непонятой или принималась как блажь гения. Человек с напряженным лицом, в очках и с потертым портфелем в руке был на стадионе явно не к месту. Об этом даже ходили анекдоты...
Однако высокопоставленные заказчики не учли одного важного факта: Дмитрий Дмитриевич был ярым поклонником питерского футбола, и симпатизировал ленинградскому «Сталинцу», а потому наотрез отказался озаглавить плод своего труда литерой «Д». Формально, свое решение он мотивировал тем, что советский спорт не может быть представлен от имени единственного клуба - потому как принадлежит всему народу. В итоге балет под названием «Золотой век» был закончен в октябре 1929 года и впервые поставлен в Государственном академическом театре оперы и балета в сезоне 1930-1931 г. "
Либретто А. Ивановского 1930 года:
"Действующие лица
Директор промышленной выставки
Дива, танцовщица, фашистка
Фашист
Полицмейстер (фашист)
4 секретаря, они же сыщики
Начальник советской футбольной команды, рабочий
Комсомолка СССР
Комсомолка западная
Боксеры: Негр, Белый
Судья на боксе, представитель фирмы боксерских перчаток, советские футболисты, фашисты, полицейские, рабочие, «золотая молодежь», пионеры, буржуазная публика
Действие происходит на Западе в большом капиталистическом городе в наше время (конец 20-х годов XX века).
Индустриальная выставка в капиталистическом городе. В мюзик-холле идет праздничное представление. Торжественно поднимается группа фашистов, перед которой расстилается ковер. Скромно появляется советская футбольная команда, приглашенная рабочими организациями. Ее приход вызывает недовольство фашистов. Публика рассматривает экспонаты выставки рекламы.
Происходит состязание между Негром и Белым-фашистом. Фашисты подкупают судью, и победителем объявляется Белый, почти теряющий сознание от напора противника. Местные рабочие возмущены. Они прорываются на ринг, полиция их оттесняет. Местная комсомолка дает судье пощечину.
Зал в мюзик-холле. Молодые фашисты танцуют фокстрот. Входит Директор выставки в сопровождении Полицмейстера и секретарей. Все нетерпеливо ожидают появления Дивы. Она входит в зал, вызывая всеобщий восторг. В сопровождении местных рабочих приходит советская команда. Ее капитан нравится Диве, которая пытается обворожить его и приглашает на танец. Отказ капитана вызывает возмущение публики. Дива демонстративно танцует эротический танец со своим партнером. Капитан футбольной команды обращает на себя внимание Директора выставки ловкостью и пластичностью. Директор задумывает привлечь его на рекламно-агитационный танец, который должен продемонстрировать мирное единение классов. Выносят плакат, возвещающий о совместном танце советского футболиста и Дивы. Она подносит капитану команды бокал с предложением выпить за здоровье фашистов, но он отказывается. Возмущенные фашисты кидаются на него, он, защищаясь, подымает футбольный мяч. Приняв его за бомбу, все бросаются на пол. Оставив мяч у головы лежащего на полу Директора, капитан с товарищами уходит. Фашисты видят свою ошибку и продолжают танцы.
Негр, капитан команды и советская Комсомолка прогуливаются по городу. За ними следят сыщики, которым удается подсунуть в карман капитана фальшивки. Всех арестовывают. Негр бежит, увлекая за собой Комсомолку. За ними гонятся полицейские.
На рабочем стадионе выступают пионеры, рабочие-спортсмены. Торжественно выходит советская команда. Начинается футбольный матч.
Фашисты в мюзик-холле проводят время за картами, разгораются страсти.
На стадионе идет выступление западной Комсомолки с четырьмя спортсменами.
На улице полицейские гонятся за Негром и советской Комсомолкой, бегущими на стадион. Рабочие защищают их. Полиция вынуждена прекратить погоню.
В мюзик-холле идет праздник «золотого века». Фашист, переодевшийся в форму капитана советской команды, вместе с Дивой демонстрирует в танце «мирное сотрудничество». Их выступление перерастает в массовый танец. Рабочие освобождают политических заключенных из тюрьмы и окружают мюзик-холл. Западная комсомолка разоблачает фашиста, игравшего роль советского капитана. Публика в панике. Рабочие и советская команда объединяются в танце солидарности".
А вот что писали постановщики:
"
Резкое различие между танцевальными движениями пролетариата и буржуазии, определившееся в результате наших исканий и выразившееся в том, что пролетарская часть строится изнутри (эмоционально), т. е. не имеет заранее готового формального построения и состоит в демонстрации здоровья, силы, бодрости, радости и т. п. (причем техника наших танцев не предусматривается заранее, а определяется самим танцем), а буржуазная часть строится из предположения, что буржуазия, устремляясь к развитию балетных форм, омолаживается через посредство классических традиций и техники, используя при этом салонные танцы (фокстрот, блэкботом, тустеп, чарльстон и др.) - вот сущность хореографии балета".
Ряд сайтов также упоминает, что советскую команду за победу на стадионе арестовывали фашисты, а народ их освобождал. А Википедия называет в списке действующих лиц ещё и некого "Ангела Мира" - страшно представить, что это было.
(Лично мне видится следующая картинка - в мьюзик-холл входит Ангел Мира и расстреливает всех фашистов. Затем он поворачивается к зрителям в зале и напоминает им, что по команде "Газы!" нужно незамедлительно надеть на себя противогаз. Занавес. :-D)
Вторая версия.
Либретто И. Гликмана и Ю. Григоровича 1982 года:
"Местом действия балета стал приморский городок на юге России периода 1920-х годов. Именно этот период известен как время новой экономической политики - НЭПа, в рамках которой разрешалась мелкая частная торговля. В результате подобной политики кругом расцвели уголовщина и темные делишки. Любимым местом людей, задействованных во всем этом, стал ресторан «Золотой век». Развлекают аудиторию ресторана танцевальная пара, состоящая из молодой танцовщицы Риты, известной под псевдонимом Марго, и напарника Жака, который во внесценической жизни больше известен как главарь местной банды Яшка.
Действующие лица
Рита, молодая девушка, выступающая под именем Марго в эстрадной программе ресторана «Золотой век»
Борис, молодой рыбак, участник представлений агиттеатра рабочей молодёжи
Яшка, главарь банды, он же месьё Жак, партнёр Риты
Люська, сообщница и подружка Яшки
Конферансье эстрадной программы ресторана «Золотой век»
Рыбаки, бандиты, прохожие, посетители, нэпманы
Народное гуляние. В толпе среди гуляющих девушка Рита. В это же время начинается представление, поставленное участниками агиттеатра рабочей молодежи. Актеры - молодые рыбаки. Среди них и Борис. Борис и Рита знакомятся. Однако девушка внезапно исчезает. Борис отправляется за ней.
В результате поисков Борис попадает в "нэпманский" ресторан под названием "Золотой век". В ресторане идет эстрадное представление. В центре представления - звезды варьете мадемуазель Марго и месье Жак. К своему удивлению, молодой рыбак узнает в мадемуазель Марго ту самую девушку, которую искал с самого праздника. Жак обращает внимание на радость и эмоции, возникшие в ходе встречи.
Банда под руководством Жака-Яшки договаривается о предстоящем "деле". Сообщница Люська заманивает двух пьяных нэпманов, которые становятся жертвами бандитов.
Вернувшись в ресторан «Золотой век» уже в качестве артиста, месье Жак, он же Яшка, видит танцующих Риту и Бориса. В результате между молодыми людьми происходит ссора. Рита бросается между ними.
Борис и Рита остаются наедине. Борис признается девушке в своих чувствах. Она отвечает ему взаимностью.
Бандит Яшка - месье Жак - не может смириться с поражением. Он делает все возможное, чтобы покорить Риту, но она отвергает его домогательства и убегает.
В бандитском притоне веселится банда во главе с Яшкой. Главарь подбивает своих соучастников на новую авантюру. Он находится в дикой ярости из-за отказа Риты и жаждет мести.
Берег моря. Трудятся молодые рыбаки. К ним подходит Рита. Она ищет Бориса. Влюбленные остаются одни. Появляются бандиты и окружают их. Бандиты набрасываются на Бориса, и рыбак вступает в схватку с ними. Рита убегает за помощью. Подоспевшие друзья-рыбаки вместе с Борисом пускаются в погоню за бандитами.
В зале ресторана «Золотой век» развлекаются постоянные посетители. Рита душой рядом с Борисом. Ей невыносима атмосфера ресторана, все это веселье. Однако ей надо исполнять свой номер.
Рита принимает решение уйти из "Золотого века". Но Яшка-Жак преграждает ей путь, требуя ее любви. Свидетельницей этой сцены становится подружка Яшки Люська. Взбешенная ревностью, она с ножом бросается на бандита Яшку, но сама становится его жертвой.
Яшка берет девушку в заложники и пытается бежать. Его догоняет Борис и освобождает возлюбленную. Они счастливы. Их радости нет предела. Вместе с ними радуются их друзья-рыбаки".
А музыка одна и та же!
Но вот честно скажу, если судить только по либретто, то раннесоветская версия круче позднесоветской. Историю о противостоянии идеологий, о классовой борьбе, о футболе и о культе здорового советского тела превратили в какую-то байку из жизни нэпмановского кабака - две сильные личности не поделили одну женщину.
Ну и конечно, уже существует
третье либретто:
"
В июне 2006 года в Мариинском театре в Санкт-Петербурге состоялась премьера балета "Золотой век" в постановке американского хореографа Ноа Гелбера по либретто Константина Учителя. Действие балета происходит в двух временных планах: в наши дни и в начале 1930-х годов. По сюжету, два пожилых человека восстановят в памяти события своей юности, свою краткую историю любви. Футбол - единственный мотив из либретто 1930-го года, который сохранён в новой постановке".
(
Продолжение на следующей странице)