(
...)
Ну и конечно, уже существует третье либретто - и я нашёл его в ЖЖ.
Либретто К. Учителя 2006 года:
"Действующие лица и исполнители:
Софи
Александр
Софи в старости
Александр в старости
Ольга, кинозвезда
Владимир, друг Александра
Господин фон Кляйн
Госпожа фон Кляйн
Генрих, друг Софи
Подруги Софи, акробаты, влюблённые, игроки, девушки, эскорт, офицеры, солдаты, спортсмены, советская команда, зарубежная команда, валькирии, официанты, старики, дети.
Парк в одном из городов Западной Европы, 2000 год. Группа престарелых ветеранов ожидает встречи со своими старыми друзьями из Советского Союза. Неподалеку резвится молодежь, наслаждающаяся теплой летней погодой. Юная пара нежится в лучах первой любви.
Появляется пожилая учительница мадам Софи с группой своих учеников.
В парке появляется группа престарелых советских ветеранов для встречи со своими западными коллегами. Один из советских ветеранов, Александр, обращает внимание на мадам Софи: ему кажется, что она похожа на девушку, которую он любил в своей юности и встреча с которой изменила всю его жизнь. Однако Александр думал, что та девушка погибла во время Второй мировой войны. Он неуверенно приближается к мадам Софи и показывает ей привезенную с собой фотографию - единственный снимок, где он запечатлен вместе с девушкой, в которую был влюблён когда-то. Мадам Софи потрясена: на фотографии она узнала себя и юношу, которого когда-то любила. Она сохранила память о нем на всю жизнь, но полагала, что он погиб во время войны.
Софи и Александр ошеломлены своей встречей по прошествии 60 лет. Оказывается, что Александр уже владеет языком, на котором говорит она, и они пытаются вступить в разговор друг с другом, но не знают, с чего начать. Эта неожиданная встреча оказывает на мадам Софи слишком сильное впечатление, и - к испугу присутствующих - она теряет сознание. Когда Софи приходит в себя, сплотившиеся ветераны требуют, чтобы был сделан групповой снимок. Фотовспышка возвращает Софи и Александра в то время, когда они познакомились.
В 1930 году советская футбольная команда приезжает в Западную Европу для участия в международном матче. Среди игроков - юная звезда Александр и его лучший друг Владимир. По дороге на стадион советская команда сталкивается с двумя барышнями, которые спорят из-за кавалеров. Советских футболистов смущает подобное откровенное поведение.
На стадионе прибывшая команда видит гимнастку Софи, тренирующую группу девочек. Александр заворожен разминкой маленьких спортсменок и уговаривает Владимира остаться, чтобы понаблюдать за ними.
Александр очарован Софи. Он пытается вступить с ней в разговор, но не знает языка, и они не понимают друг друга... Подруги и приятель Софи Генрих увлекают ее с собой. Она должна переодеться к приему в честь начала международных игр. Александр и Софи расстаются, не зная, удастся ли им встретиться еще когда-нибудь. Готовясь к вечернему празднеству, оба осознают, что в них что-то переменилось.
Вечером в резиденцию состоятельных господина и госпожи Кляйн прибывает советская футбольная команда. Их принимает хозяин и высокопоставленные представители общества, включая высших чиновников. Александр с удивлением обнаруживает среди них Софи, которая является дочерью мэра.
Господин фон Кляйн приветствует футболистов, пытаясь сделать все возможное, чтобы они чувствовали себя как дома. Однако результат получается весьма сомнительным. Появляется знаменитая кинозвезда Ольга, приехавшая в город в связи со своим международным турне. Она хорошо знает Софи и ее родителей. Знакомясь с членами советской футбольной команды, она обращает внимание на Владимира, друга Александра, и проявляет к нему искренний и непосредственный интерес. Владея немецким и русским, она пользуется той свободой, которую ей предоставляет ее положение, и выманивает Владимира из замкнутой группы его товарищей.
Начинаются танцы. Музыка одерживает верх над языковыми барьерами, и советские футболисты начинают танцевать с местными девушками. Софи танцует с Генрихом, но они с Александром не спускают глаз друг с друга, и в круговерти вальса он увлекает ее за собой. Между Генрихом и Александром возникает напряжение, и родители Софи принимают решение, что им пора уезжать. Софи впервые в своей жизни отказывается им повиноваться и решает остаться.
Генрих на людях порицает ее поведение, и родители уезжают вместе с ним. Но едва Софи удалось остаться с Александром наедине, как выясняется, что и советская команда должна уезжать - тренер собирает ее членов, и влюбленных постигает разочарование.
Мадам Софи и пожилой Александр возвращаются в настоящее время и отправляются вместе с двумя группами ветеранов на вечер танцев. Мадам Софи пытается показать старому Александру па из рэгтаймов, которым она учила его в прошлом. Но когда начинает звучать вальс, ее охватывают воспоминания. Прошлое и настоящее соединяются в ее сознании, и голова у нее начинает кружиться, когда она вспоминает, как танцевала в объятиях молодого Александра. Переполненная чувствами, она теряет сознание.
Александр привозит в отделение скорой помощи бесчувственную мадам Софи. Группа медиков пытается определить, насколько серьезно ее состояние. Александр просит, чтобы ему позволили остаться с больной. Ему сообщают, что у Софи сердечная недостаточность, но позволяют остаться, если он будет вести себя тихо. Не зная, что предпринять, Александр молча смотрит на безжизненное тело Софи. В поисках хоть какой-то надежды, он вновь погружается в воспоминания...
Международные игры 1930 года - спортсмены состязаются в разных видах спорта. После разминки советская футбольная команда играет предварительный матч. Члены другой команды, сговорившись, наносят травму Александру, который является лучшим игроком советской команды. Софи, наблюдавшая за игрой вместе с Ольгой, направляется к скамейке, где оказался травмированный Александр. Травма Александра не настолько серьезна, как он опасался. И хотя София и Александр по-прежнему не могут общаться на вербальном уровне, но они понимают, что должны быть вместе.
Ольга выступает в переполненном кабаре. Члены советской команды являются ее почетными гостями. После выступления за кулисы приходит Софи вместе с Владимиром и Александром. Она просит Ольгу, чтобы та помогла им. Ольга объясняет Александру, что тот должен проводить Софи на банкет и никуда не отпускать ее от себя.
На этом банкете одна из лучших подруг Софи, пользуясь отсутствием последней, пытается соблазнить Генриха во время польки. Появление Ольги привлекает всеобщее внимание, после чего для развлечения собравшихся исполняется заранее подготовленный акробатический этюд, во время которого Ольга и Владимир помогают Софи и Александру удалиться. Банкет продолжается в их отсутствии.
Софи и Александр возвращаются на пустой стадион. Оставшись наконец одни, они пытаются общаться без помощи слов и вырабатывают язык жестов, который понятен лишь им одним. Они понимают, что любят друг друга.
Зная, что время их ограничено, они возвращаются на банкет, где никто не заметил их отсутствия. Ольга и Владимир ждут Александра и Софи у входа, как они и договаривались. Вернувшись на танцплощадку, Софи пытается обучить Владимира танцу, которого тот не знает. Генрих тем временем уходит с подругой Софи. В разгар танцев снова появляется тренер советской сборной, требующий, чтобы его футболисты отправлялись отдыхать, так как утром их ждет ответственный матч. Банкет завершается, а перепившие барышни из кордебалета Ольги набрасываются на господина фон Кляйна, который оказывается единственным оставшимся гостем мужского пола.
На следующий день происходит футбольный матч. Он начинается как обычно, но в нем уже таятся всполохи грядущих потрясений, он уже предвещает близящийся катаклизм, которому предстоит захватить весь мир, губя невинных и разлучая любящих.
Далее мы наблюдаем, что происходит с Софи и Александром в 1945 году.
Сквозь поднимающиеся после бомбежки клубы дыма проступают контуры стадиона. Софи вместе с другими горожанами стоит в его полуразрушенной чаше. Рядом с ней дети и кое-кто из ее знакомых, в том числе господин и госпожа фон Кляйн. Усугубляя ужас ситуации, последние пытаются развлекать детей. Появляется Генрих, который ищет Софи. Он обещает ей свободу, если она согласится уйти одна вместе с ним. Софи отказывается, не желая покидать детей.
Генрих уходит. Господин фон Кляйн предпринимает еще одну попытку отвлечь детей, но все происшедшее настолько его утомило, что его поведение становится гротескным.
Внезапно он умирает от разрыва сердца. Софи, державшая себя до этого момента в руках, теряет самообладание и взрывается в потоке неуправляемой ярости. Однако, как и другие призывы к милосердию во время войны, ее горе тонет в море отчаяния, которое ее окружает.
Александр и Владимир во время войны попадают в плен. Владимир предчувствует смерть и делает все возможное, чтобы спасти Александра. Его предчувствия сбываются - во время побега Владимир погибает. Волоча за собой труп Владимира, Александр понимает, что жизнь его лишена какого бы то ни было смысла в разрушительном пожаре войны, пожирающем людей.
Жизни погубленных и убиенных стираются из нашей памяти, когда мы снова сосредотачиваем свое внимание на двух спящих пожилых людях в больничном покое.
Очнувшись от забвения, мадам Софи обнаруживает рядом со своей койкой Александра. Она будит его. Они смотрят друг другу в глаза и понимают, что никогда не поздно начать жить заново. Они вспоминают свою первую ночь, когда единство заменяло им слова. И 60 лет спустя они восстанавливают свой язык жестов, который объединял их даже тогда, когда они считали друг друга погибшими. И они снова понимают, что уже никогда не станут такими, как прежде".
Человек, выложивший текст, уточняет:
"Это либретто, подписанное Ноа Д.Гелбером, помещается в программки. В буклете же, посвященном "Золотому веку" (его обложка на самой первой фотографии), есть либретто Константина Учителя. Я как-то сразу и не заметила, что они отличаются друг от друга, т.к. в театре читала именно программку, а буклет изучала удже дома. Так вот у Учителя либретто короче, без мелких литературных нюансов. В нем каждый акт имеет свое название: "Чемпионы", "Колизей"(видимо, так называется кабаре) и "Гекатомбы", означены пролог (в лабиринтах памяти) и эпилог. У Ольги есть Дворецкий, эскорт называется просто - проститутки, валькирии - жрицы тьмы и т.п. Заканчивается всё фразой: "Это их последняя встреча"".
Надо, наверное, сделать какой-то общий вывод... Я же не просто должен текст копировать, но и что-то от себя добавлять :).
Мне кажется забавным, что единственное, что объединяет эти три постановки - это музыка Шостаковича и название. Получается, что "Золотой век" в трёх постановках-эпохах означает три разные вещи.
В 1930 году, "Золотой век" - это название международной выставки в западной стране. Капиталисты пытаются всех убедить, что технологический прогресс сам по себе обеспечит всем лучшую жизнь, что современное западное общество устроено наиболее разумным образом, что классовая борьба ушла в прошлое. А между тем, рядом с ними, в советской стране постепенно рождается настоящий Золотой Век - общество равенства, справедливости и новых совершенных людей. Капиталисты считают, что будущее уже наступило, и оно им нравится. Пролетариат на это отвечает, что будущее ещё только наступает - и оно вряд ли придётся по вкусу капиталистам, потому что им в нём места нет.
В 1982 году, "Золотой век" - название ресторана, который предлагает своим посетителям забыть о советской власти, это временное убежище. В самом названии заложены мечты нэпманов о том, что они ещё долго смогут жить подобной жизнью - но мы-то знаем, что это не так! Понятно, что у нас есть прогрессивные силы, в лице рыбаков (по совместительству сотрудников агитбригады), есть отрицательные, в лице бандитов (по совместительству артистов варьете). Тем не менее, произошедшее в ресторане меркнет перед потрясениями, которые предстоит пережить стране, что накладывает отпечаток на наше восприятие. А тот факт, что на дворе 1982 год, придаёт сюжету дополнительный оттенок мрачной иронии. Советский человек "застойного" времени сам скоро вымрет, как нэпман.
В 2006 году, "Золотой век" - это Европа перед Второй мировой. Даже больше, это "Европа перед войной" как таковая, как отдельный сюжет, "прошлое, которое мы потеряли" - так что неудивительно, что какой-то некомпетентный оформитель тиснул на
обложке буклета фотографию начала 20 века. Это фантазии о том, что всё могло сложиться иначе, что оставленные Первой мировой раны ещё можно было как-то залечить, что Россия и Европа могли найти общий язык - но из этого ничего не вышло.
Итак:
1. Будущее.
2. Настоящее.
3. Прошлое.
...То, что нельзя остановить, то, что нельзя удержать, и то, что нельзя вернуть.
Update: Всё ещё думаю о связи между этими постановками.
Первая версия была чётким высказыванием на заранее заданную тему. Понятно, что в восьмидесятые уже не получалось восстановить балет в этой форме - сцены, в которых фашисты-капиталисты падают ниц перед юным советским футбольным богом, казались бы издевательством (что само по себе о многом говорит). А постмодернистскую иронию тогда бы не пропустили. Поэтому новый постановщик решил, что главное - тема противостояния буржуазного и отжившего (модных танцев) с пролетарским и передовым (рабочий энтузиазм молодости). Молодёжь ходит строем и выбирает коммунизм! ...В двадцатые годы. Не знаю, убого и неправда.
Авторы версии 2006 года решили забыть восьмидесятые, как страшный сон, и постаралась переосмыслить изначальный сюжет конца 20-х - начала 30-х. Там было столкновение идеальной утопии с карикатурным гротеском. А что, если показать, как на самом деле мог выглядеть визит советской футбольной команды в предвоенную Германию или Австрию?