Советская экономика для чайников

May 07, 2021 19:59





Карикатура из журнала «Крокодил» (№20 за 1977 год).

Мало знакомый с советскими реалиями человек часто делает ошибочные выводы на основе кажущихся ему понятными явлений. Например, журнал «Крокодил» неискушённым гражданам может показаться журналом для развлечений. Такое хи-хи да ха-ха для весёлого проведения досуга. Ошибочка, граждане. В СССР не было СМИ, которые предназначались бы для весёлого проведения досуга. Даже если иные и выглядели, как развлекуха, при более пристальном изучении оказывались органом агитации и пропаганды. Тем более - т.н. «центральная пресса», то есть пресса, издававшаяся в Москве. А уж тем более пресса, которая выходила под вывеской ЦК КПСС. Журнал «Крокодил» был именно такой прессой, поскольку был изданием газеты «Правда» - главного политического рупора СССР. Конечно, для отвода глаз в журнале «Крокодил» публиковались «общечеловеческие», так сказать, карикатуры и юмористические рассказики. Однако они занимали от силы процентов 25-30 от общего объёма издания. А остальной объём?

А остальной объём примерно поровну делился между двумя важными темами: 1. Глобальные ужасы загнивающего капитализма и 2. «Отдельные недостатки» самой передовой в мире советской экономики. Причём трактовка была именно такой: ужасы капитализма были глобальными, тотальными и ужасными. А в советской экономике недостатки были «отдельными» и, слегка курьёзными. На этом настаивал отдел агитации и пропаганды ЦК КПСС. Однако надо понимать, что фраза «отдельные недостатки» на советско-коммунистическом новоязе на самом деле означала «систематические и массовые, в масштабе всей страны дефекты системы». Если уж в журнале ЦК КПСС «Крокодил» появлялась карикатура (причём чуть ли не в каждом номере) про пьяного слесаря или директора столовой, несущего домой продукты, то это означало, что данное явление носило систематический и масштабный характер. Кроме того надо учитывать, что часто журнал «Крокодил», что называется, «подсвечивал» какие-то явления накануне масштабных общегосударственных кампаний по борьбе с теми или иными «отдельными недостатками». И вот, вооружившись этим знанием об особенностях советской сатиры, давайте рассмотрим советскую экономику через призму её «отдельных недостатков», бичуемых в советском журнале «Крокодил». Отдельно отмечу, что все представленные тут карикатуры охватывают период не позднее 1979 года. То есть это самый что ни на есть кондовый СССР без каких-либо горбачёвских перестроечных вкраплений.





Для начала, для создания, так сказать, колорита, предложу вашему вниманию фрагмент фельетона «Страх», опубликованного в №12 за 1969 год. Это как раз то, о чём я выше сообщал - про ужасы капитализма. Чтобы «отдельные недостатки» советской экономики выглядели как можно безобиднее, читателю предлагалось окунуться по самую макушку в ужасы капитализма, которые выписывались самой чёрной краской. Ужас. Страх. Бесправие и нищета - вот чем жил западный человек в представлении советского читателям журнала «Крокодил». На этом фоне «отдельные недостатки» в самом деле выглядели терпимо. Но давайте посмотрим и на них.



ОТК - это Отдел техконтроля за качеством выпускаемой продукции. НА предприятиях СССР такие отделы должны были следить за тем, чтобы качество выпускаемой продукции не падало ниже какого-то уровня. ОТК стоял на страже потребителя. Однако руководство советских предприятий было заинтересовано не в качестве выпускаемой продукции - ибо за это качество предприятие не получало каких-то бонусов - а за выполнением плана. Естественно, что чем больше продукции забракует ОТК, тем сложнее выполнить план. Поэтому на советских предприятиях вечно шла битва между отделом техконтроля и руководством. Руководство подчас заставляло ОТК принимать заведомо бракованную продукцию, лишь бы выполнить план. Вот так и родилась советская поговорка «Третий сорт - не брак». То есть, вообще говоря, это конечно брак, но ОТК приняло этот брак под видом сортовой, пусть и третьей категории, продукции.



На «некоторых предприятиях», ога. На самом деле, брак гнали на всех предприятиях, кроме, может быть, каких-то особо важных. Особенно в конце месяца, квартала и года, когда надо было подбивать банки о выполненном плане и брак шёл широким потоком, лишь бы только сдать план.



Об этом карикатура их журнала «Крокодил» №12 за 1979 год. Хотя может показаться, что это карикатура про квалификацию советских хирургов. Но на самом деле любой человек понимал где тут собака порылась. Фраза «в конце квартала» является ключом для дешифровки всего послания. Больной боится ложиться под нож в конце квартала, потому что прекрасно знает, что в СССР в конце квартала все предприятия гнали брак. А, стало быть, с его точки зрения, и хирурги должны были в конце квартала выполнять свою работу не как положено, а с раком, то есть попросту зарезать его. Очень понятная любому советскому человеку карикатура.



Причины брака были разнообразными. Но, разумеется, тотальное пьянство советского пролетариата - в первых рядах. Вот как на этой карикатуре из №26 за 1977 год. Почему в понедельник вся тележка завалена браком? Так потому что вчера, в воскресенье, все бухали по чёрному и, разумеется, в понедельник руки дрожат.



Начальник ОТК аж руку жмёт рабочему Петрову, который за весь месяц не допустил ни единого случая брака. Но ларчик просто открывается. Петров просто был в отпуске и не трудился на благо социалистической экономики. Поэтому и брака от него не было. Ну а теперь будет.



С другой стороны, а что было делать руководству предприятия? Как избавиться от пьяниц? И дело даже не только в том, что советский КЗоТ и советский профком готов был биться за каждого прогульщика и пьяницу. Но и без этого пьяница был нужен. Потому что у него были хоть и плохие, а руки. А если его уволить - кто будет выполнять план, пусть и с браком? Вот и не отдаёт бригадир своего работника-пьяницу на товарищеский суд на этой карикатуре 1979 года (в журнале №22). У него ведь «план горит»! То есть рабочих не хватает, чтобы выполнить увеличивающийся из года в год план. Советское плановое хозяйство могло показаться чем-то правильным и целесообразным только полным болванам или тем, кто в экономике ни уха, ни рыла. На самом деле советское планирование было узаконенным безумием.



Ещё одна из причин выпуска советскими предприятиями продукции низкого качества - устаревшее оборудование. Причём, порой, предприятие даже получало новый станки. Но они годами гнили под открытым небом на заводском дворе. Почему? А снова - план. Потому что для замены станков надо остановить производство, тратить время не демонтаж старого и установку нового оборудования, его наладку, проверку и т.д. и т.п. А когда же план выполнять? Вот и стояли станки - порой даже дорогие иностранные - на дворе и превращались в утиль. Совсем уж сгнившие можно было отдать подшефной школе. А те, которые ещё «годные» - пусть дальше стоят. Эта карикатура из январского номера за 1957 год. Но и через десять, и через двадцать лет эти карикатуры появлялись регулярно. Ибо это была массовая болезнь советских предприятий.



А это чтобы передохнуть от «отдельных недостатков». Тоже весьма популярная среди редакции «Крокодила» тема: злые сионисты и добрые арабы. Добрые арабы всегда страдали от происков «израильской военщины» на страницах «Крокодила». К слову, среди современных любителей Светлого Прошлого градус антисемитизма очень высок. Вообще, быть антисемитом - это нечто вроде хорошего тона среди советских патриотов (в этом вопросе они даже идут против самого Сталина, при котором существовала уголовная статья за антисемитизм). Так вот я думаю, что истоки этого умонастроения - в журнале «Крокодил». Уж очень большое внимание «Крокодил» уделял борьбе с сионизмом. Но едем дальше.



Брак был только одним из проявлений необычайно эффективной советской экономики. Но сама организация производства была порой сумасшедшей. Вот как на этой карикатуре, где идиотизм иллюстрируется картинкой, на которой человек тянется за папироской, лежащей справа от него, своей правой рукой, но через левое плечо. А выше другая картинка, на которой чтобы одному заводу получить от другого, рядом с ним расположенного, какую-то деталь (молоток на картинке), необходимо запустить заявку по огромному порочному кругу разных инстанций с разными согласованиями, подтверждениями, подписями, печатями и т.п. В нормальной экономике одна фирма просто напрямую купит у другой то, что ей нужно. Но не в самой эффективной советской плановой экономике.



А эта карикатура (тоже 1957 года) демонстрирует этот же принцип, только уже в сфере поставок в торговлю. Имеется две текстильных фабрики и два текстильторга (т.е. крупных контор, которые обеспечивают магазины товарами). Но вместо того, чтобы делать поставку своей продукции в рядом расположенный текстильторг, каждая текстильная фабрика гоняет свою продукцию через всю страну. Идиотизм? Нет - самая эффективная плановая советская экономика.



А эта карикатура (№6 за 1969 год) иллюстрирует необыкновенно качественное советское строительство. Причины всё те же: пьянство и странная, но зато плановая, организация поставок.



Пионер пытается стыдить советского строителя. Дитя. Брак - не отклонение, а суть советской плановой экономики. Брак и вообще очень длительные сроки производства.



Ага, сдадут они её досрочно. Не сдадут не только досрочно, но скорее всего она превратится в типовой советский долгострой.



Конечно крысам лучше бы уже готовый элеватор, чтобы пожирать зерно. Но хотя бы новые бетонные квартиры имеются. Что там написано над карикатурой? «Из-за некомплектных поставок…» Это означает, что стройку начали, завезли какие-то материалы, ну как вот эти плиты на карикатуре. А остальное? Пока нету. Ждите. Надо строить что-то более актуальное. Планов было громадьё. А вот материалов для реализации этих планов было куда меньше.



А о чём эта карикатура? Да всё о том же. Дефицит - он был отнюдь не только в советских магазинах. В советских магазинах - это само собой. Но точно такой же дефицит был и в производстве. Ну вот тех же кирпичей. Разных СМУ и их объектов много, а кирпич - дефицит. Вот и разбрасывают по объектам дефицитный кирпич в ограниченном количестве. Типа, по чуть-чуть пусть строят. И строили. По чуть-чуть. Поэтому на ландшафт советских городов всегда с гордостью мог глядеть советский патриот - всюду стройки до самого горизонта. А если посмотреть поближе - то почти всюду один долгострой, то есть забором огородили, кое-где технику подогнали, котлован вырыли, пару этажей даже построили. А дальше - тишина. Надо новые стройки открывать навстречу съезду КПСС.



Но если в городах ещё худо-бедно дела двигались, то в сельской местности строительство нового объекта было либо чудом, либо стихийным бедствием. Поэтому, например, коровники были старыми и дырявыми. Так что коровы, несчастные, там зимой мёрзли. Что им не добавляло тучности, естественно.



А это я вам снова рекламу ужасов Запада подогнал. Чтобы не рефлексировали очень на разрушенные коровники советских совхозов.



Колхозам было всё же легче, чем совхозам. Ибо у некоторых колхозов могли водиться лишние монеты. И тогда они, зная, что государственных строителей им нипочём не получить, приглашали шабашников. Шабашники часто на деревне и возводили коровники и прочие строения. Причём очень часто делали это плохо, а брали за свою работу немало. А куду крестьянину податься? Приходилось платить. Ибо советская экономика была самой эффективной. Про советское сельское хозяйство надо, конечно, отдельную тему создавать. Поэтому пока не буду углубляться. А вот ещё что хочу сказать.



К чему приводило тотальный советский дефицит? Да к тотальному же советскому воровству. Вот, например, эта карикатура из «Крокодила» №17 за 1977 год. Юмор тут не в том, что показана типичная советская очередь за дефицитом - в данном случае, за голубым кафелем (что в СССР было несбыточной мечтой для большинства). Но куда стоит эта очередь? В магазин хозяйственных товаров? А вот и нет. Очередь стоит в подъезд строящегося дома. Что это значит, как понимал советский читатель «Крокодила»? Всё верно - строители продавали «налево» дефицитные строительные материалы. А кафельная плитка, тем более голубого цвета - это в СССР был сверх-дефицит. И, естественно, если строители продали «на лево» часть материалов, а материалы были поставлены по плану (да и то не в полном объёме), то что в итоге пошло на строительство дома? А вот что пошло, то пошло. Извините.



А в итоге - низкое качество строительства. Сейчас порой люди сокрушаются тем, что библиотеки, порой, влачат существование. А тут на карикатуре (из номера 2 за 1957 год) изображена ситуация не просто с библиотекой, а с библиотекой Института мировой литературы Академии наук СССР! Что же творилось в других библиотеках? Отчего так? А к общим проблемам «самой эффективной» экономики добавилась ещё показуха. 1957 год - это же год, когда в Москве состоялся VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов. Вполне понятно, что в рамках самой эффективной экономики все объекты, связанные с фестивалем, получили №1 и все материалы и ресурсы бросались в первую очередь на них. Тут уж не до какой-то библиотеки Института мировой литературы Академии наук СССР. Чай, в неё гости фестиваля не попрутся, чтобы смотреть на библиотечные достижения социализма. Так что ничего, под зонтиками пересидят.



Ещё одна картинку по теме «качественное советское строительство». Ну тут комментарии не требуются. И не забудем, что это не в американском журнале про советское строительство, а в журнале ЦК КПСС. Выводы делайте сами.

Но не объять необъятного. Сегодня мы слегка затронули тему тотального советского брака и неэффективности производства, а также плохого советского строительства. Как-нибудь в следующий раз рассмотрим и другие сегменты советской самой эффективной в мире экономики.

А в финале ещё один материал из журнала «Крокодил». Но это просто позабавиться. Это не про экономику. Это, скорее, про агитпроп. Интересное, как бы современные дети ответили на эти вопросы.



Картинки, Ликбез, Совдепия

Previous post Next post
Up