Военно-историческая реконструкция как театральное действие (часть 2)

Dec 05, 2016 17:24

Начало в 1 части

4. Задачи исследования реконструкции, как театрального действия.

Современный театр и концертные программы  - используют не только традиционные подмостк, но и масштабные площади в исторических памятных местах.  Одним из недавних примеров может стать концерт симфонического оркестра под управлением  В. Гергиева в древнем городе Пальмира. Сюда можно отнести и исторические представления на Бородинском и Куликовом полях, мемориале под Волоколамском, театральные  постановки во время всероссийской «Ночи музеев», фестиваль Мосфильма и музея в Кубинке «Поле боя», а также  фестиваль «Времена и Эпохи», который каждый год прорабатывает сюжеты конкретного исторического периода (страны).
Таким образом, весомая  часть спектаклей-реконструкций связаны с  туристическими экскурсиями по историческим местам. И там купившие билеты зрители зачастую становятся полноценными участниками интерактивного действия вместе с самими актёрами.
Примером может послужить спектакль «Молот ведьм» (на фото) в крепости  Иван-Города, где именно посетители спектакля играли роль средневековой толпы, осуждающей мятежных баронов и вместе с инквизицией обвиняли ведьму в колдовстве.


Большим подспорьем служит полная сопричастность зрителей, которые находятся буквально на том же месте, (формат «здесь и сейчас»)  к реально воссозданным событиям. Всё это возможно благодаря сюжету, близости и возможность в буквальном виде дышать атмосферой прошлого и многим деталям, которыми часто пренебрегают художники-постановщики.

Приведу пример из собственного опыта. Так, консультируя подготовку костюма к съёмкам военного фильма, я обратил внимание ассистента по костюмам, что галуны на военной форме пришиты… вверх «ногами».  На что мне было безапелляционно заявлено, что «это неважно», так как «…наше кино не об этом».  Вот так и создаются произведения «искусства», в которых всё ориентировано не на того зрителя, который знает и хотя бы представляет внешний вид исторического персонажа, а на того… кому это совсем неважно. А потом с удивлением отмечают падение «культурного уровня»  зрителя, не понимая, что сами его и провоцируют.
Конечно, возможности костюмерного цеха не так велики. И мы можем простить условности или вообще отсутствие чего-либо на сцене, от бутафорской плоской кареты или бумажного цилиндра.
Но как быть, если показывается хотя бы фрагмент произведения на важную историческую тему? Где по умолчанию есть высокий уровень претензий на достоверность и качество, необходимо не только иметь сценический костюм, но и понимать, как преподносить себя в нём зрителю?
Если в театре зритель принимает условность некоторых декораций, то условность костюма в классическом историческом спектакле (кинофильме) не может быть оправдана никакими творческими исканиями режиссёра и костюмеров. Печальным примером стал недавно снятый английский сериал «Война и мир». Зарубежные драматурги допустили серьёзные (и судя по всему преднамеренные) промахи в трактовке сюжета, ошибки в костюмах и так далее. Для тех, кто никогда не читал оригинальное произведение и даже не смотрел классическую экранизацию Сергея Бондарчука  - практически не с чем сопоставить и «почувствовать разницу».
 Добавлю ещё, что многие «солдаты» и «офицеры» на сцене, в реальной жизни даже не служившие в армии, попросту не умеют сживаться с формой и выглядят неестественно без должной выправки. А гримёры зачастую не смеют указать именитому актёру, что его причёска… не соответствует внешности персонажа.



(на фото -Политинформация среди военнослужащих РККА,
конкурс «А ну-ка девушки» в клубе Брестской крепости накануне войны
- постановка «В списках не значился» реж. Олега Гребенникова).

Разумеется, хороший актёр покажет нужный образ и в минимуме внешних декораций и костюмов, но это будет уже иной тип инсценировки.
 Стоит ли говорить, что если спектакль с элементами военно-исторической реконструкции имеет в своём арсенале оружие, технику или средство связи - они обязательно «выстрелят». По-настоящему. И помогут артисту и зрителю сосредоточиться на более тонких гранях сюжета.

5. Выбор сюжетов и стремление пристальней взглянуть на историю в народных проектах
Ввиду специфики постановок и временных рамок - зрителям показывают самые знаковые фрагменты произведений, выбирая как проверенные временем произведения: «Тихий Дон», «В списках не значился», «Живые и мертвые» и т.д., а также реконструкцию исторических малоизвестных событий политического и военного толка.
Наиболее востребованные или редкие темы могут воплотиться в киносценарии, съёмки которых происходят при народной поддержке. Потому что зрители и те режиссёры, которые соскучились по красивым и достоверным сценариям - голосуют рублём и собирают деньги на будущие проекты.



На экраны уже вышел первый  из  по настоящему независимых и одновременно дорогостоящих проектов последних лет - кинофильм «28 панфиловцев». Средства на создание ленты собирались по системе «краудфандинг» * будущими зрителями со всех республик бывшего СССР, а также от наших соотечественников за рубежом. На очереди и следующий фильм - «Сталь». Если о подвиге панфиловцев более-менее известно многим, то прототипом главного героя этого фильма стал танкист Вячеслав Силин. *
* Наша справка: Краудфа́ндинг - коллективное сотрудничество людей (доноров), которые добровольно объединяют свои деньги или другие ресурсы вместе, как правило через Интернет, чтобы поддержать усилия других людей или организаций (реципиентов).
* Вячеслав Петрович Силин - герой ВОВ, механик - водитель танка БТ-7 33 полка 17 танковой дивизии 5 механизированного корпуса. На сегодня он является последним героем битвы под Сенно (начальный и малоизвестный этап Великой Отечественной). Награждён  медалью "За отвагу" в августе 41 года за героический вывод из окружения своего танка.

Заключение. Перспективы развития, зрелищные
и воспитательные задачи реконструкций.

Итак, театральный мир в наши дни пополнился уникальным явлением: аутентичными военными спектаклями и их неожиданным детищем - народными кинопроектами. Но, безусловно, всё это затевалось не ради кино, а ради живого контакта со зрителем. Оттолкнувшись от музейных живых инсталляций во время «Ночи музеев», от истории потешных полков и традиции русского театра, военно-историческая постановка уверенно шагнула к своему зрителю.
Фаина Раневская говорила о театре и его преимуществе перед кино: «Терпеть не могу, когда мне говорят «подворуйте  у камеры, сделайте вид, что это партнёр». Для театрального актёра важен партнёр, Станиславский такого бы никогда не сказал!»
Вот и артисты военно-исторических спектаклей сквозь череду репетиций, прогонов приходят к своему зрителю. Каждая постановка идёт по-настоящему практически без ограничений, условностей. И в полной мере вписывается в формулу театра, по которой «играние на себя» становится предметом зрелища.
Военно-исторический театр занимает место между театром классическим, уличным театром, концертно-зрелищной программой и съёмками кино.
Грамотная подача материала и взаимосвязь с молодым зрителем (для которого важнее всё увидеть и пощупать самолично) позволяют решать серьёзные воспитательные и патриотические задачи, помогать зрителю мыслить и делать собственные выводы в меняющемся мире.

военная история, литература, военно-исторический фестиваль, театр, искусство, история, реконструкции, личность, образы

Previous post Next post
Up