Решил поделиться избранными главами из своей магистерской работы на тему "Исследование спектакля". Она обязывает реконструкторские моменты объяснять театральным языком, но полагаю что это покажет такое явление, как военно-историческая реконструкция с более творческой стороны.
Вступление. Актуальность исследования:
Современная история реконструкций уходит своими корнями в глубокую историческую действительность. Не только молодые люди, но и взрослые, из разных профессий и с разным образованием занимаются восстановлением как материальной, так и духовной культуры той или иной исторической эпохи или региона, с использованием археологических, изобразительных, письменных источников. В России существуют при поддержке администрации областей и городов, где проводятся такие историко - театрализованные мероприятия государственного значения. Это театрализованная реконструкция Куликовского сражения, Бородинская битва, Брестская крепость 22 июня. И многие другие.
Историко-театральная реконструкция - это народное движение, ставящее перед собой научные цели и использующие метод ролевой игры и научного эксперимента для решения проблем более глубокого изучения исследуемого вопроса.
Объект исследования:
Процесс нравственно-психологического развития личности во время театральных реконструкций для молодых людей возраста от 10 до 25 лет. Временной отрезок исследования последние 3 - 5 лет.
Цель данной работы:
Основываясь на том, что большинство современных театроведческих исследований являются подтверждением учения К.С. Станиславского, Немировича-Данченко, Михаила Чехова, Льва Додина и многих других выдающихся режиссеров театра, о формировании личности молодого человека и становлении его нравственных ориентиров, хочу доказать, что в театральной реконструкции исторических событий особенно важна их массовость и вовлечение в происходящие театральное зрелище большого количества участников и даже публики.
Практическая значимость данной работы:
Так как, каждому молодому специалисту по работе с детьми и молодежью, приходится сталкиваться с определенными трудностями, то возникает необходимость осознания круга современных интересов подрастающего поколения, важности воспитания у них патриотизма, ответственности за старшее поколение, прошедшее войны и голод, страдания и лишения, поэтому совершенно особое значение приобретают театрально - реконструкторские постановки, где у каждого человека появляется возможность лично приобщиться к эпохе и времени того или иного исторического события. За не имением достаточного театроведческого опыта в постановке массовых театральных реконструкций молодым специалистам приходиться, сталкиваясь со всем комплексом внутренних проблем современного человека, выдумывать нечто от себя, что не всегда может быть полезно для воспитания и формирования подрастающего поколения. События во многих бывших союзных республиках стали печальным примером, что может быть, если на всё это смотреть «сквозь пальцы».
1
Исторические корни военной реконструкции как представления.
Отправной точкой для современных военно-исторических реконструкций, безусловно, являются потешные полки Петра I. С 1682 года, сначала на специальных площадках, а потом и вовсе на специально выделенных полях происходили театрализованные сражения. Пётр прямо указывал, что надлежит показывать и обустраивать жизнь солдат, для которых «служба не была бы тяжким постным бременем». Так, уже в 1684 году были построены первые военные декорации на открытом воздухе - потешный городок «Пресбург». С формированием армии нового типа,
развивался по-особому и интерес к театральному делу. С начала 19 века, опираясь на европейские традиции, эпоха Петра I дала толчок для развития собственного театрального искусства. Так, царь «требовал от актёров пьес, которые имели бы не более трёх действий, не заключали бы в себе никаких любовных интриг и были бы не слишком грустны, не слишком серьёзны, не слишком веселы. Он желал, чтобы пьесы шли на русском языке и потому хотел иметь комедиантов славянского происхождения».
Практически все преемники Петра также не особо усложняли подход к театральным постановкам на открытом воздухе: в ходу были сюжеты, в которых актёры в конце действия непременно колотили друг друга. Лучше всего для этих целей подходили пьесы, где главными героями были простые русские солдаты.
В новое время интерес к историческим реконструкциям проснулся с появлением фотографии. Уже в шестидесятые годы 19-го века было модно устраивать сюжетные представления с участием ветеранов наполеоновских войн, а в России в 1912 году был поставлен масштабный спектакль «Бородинское сражение». В 1932 году был открыт лондонский «Театр на открытом воздухе». Тут зрителям предлагаются особые постановки, способствующие созданию атмосферы отдыха на природе. Например, исторические театрализованные шоу, мюзиклы, а также постановки для юных зрителей.
В послевоенное время возродилась традиция на исторические юбилеи. Но если поначалу это была разновидность массовки, переодеваемой на киностудиях, то уже к концу века возникла целая общность творческих людей - актёры-реконструкторы.
Благодаря им в новом веке появляются новые формы, от массового возрождения «хорошо забытых» так называемых уличных театров, до масштабных военных реконструкций в реальных (и приближённым к реальным) декорациях. Это тот случай, когда новое стало воплощением «хорошо забытого старого». В своё время древнеримские бои на аренах Колизея прошли путь от кровавых поединков до масштабных театрализованных праздников, зачастую длившихся не одну неделю. И тогда и сейчас зритель видит всё в реальных условиях и полностью сопричастен к атмосфере события.
Это обусловлено несколькими факторами. Театр, киностудия (как и любое учреждение культуры) - сосредоточены на своих прямых целях. Другие творческие задачи, особенно выходящие за рамки бюджета, решаются по остаточному принципу. В силу технических моментов и собственных приоритетов, они не способны в одиночку провести военно-исторический спектакль на открытом воздухе.
2
Подготовка к военно-историческому спектаклю включает:
1. Театральная часть (то, что будет разыграно непосредственно перед местами зрителей),
2. Историческая подложка (манёвры техники, комментарии)
3. Работа бригады спецэффектов (пиротехника, каскадёры).
Возможно поэтому, что именно в театрализованных реконструкторских спектаклях понятие «человек играющий» приобрело, возможно, самый широкий смысл.
Отчего так происходит? Прежде всего, потому, что если в театре присутствует уникальная, сложившаяся требований и возможностей сцены, образность (например, не обязательно показывать гибель персонажа - как натуралистичную смерть), то на реконструкции - все «по качеству реализма» приближено к кино. Но, в отличие от фильма, зритель видит всё как в театре «сейчас и своими глазами». Более того, на театрализованной реконструкции отсутствует монтаж и компьютерные спецэффекты. Всё происходит «здесь и сейчас» и зритель при этом сам выбирает, куда смотреть и за какой сценой (при повышенном масштабе) следить более пристально.
Надо особо отметить, что на некоторых фестивалях выросло и число представлений - в день вниманию публики предлагалось две крупные постановки, не считая показа локальных реконструкций (сравнимых с театральной «малой сценой»). Выросло и число актёров. Я особо отмечаю слово - актёров, ибо сюжетная составляющая военно-исторического представления давно переросла формат массовки «беги и стреляй». В первую линию (для удобства восприятия) выделяют драматические сюжеты, выходящие за рамки моделирования войны как таковой.
Изюминкой начала реконструкции в Бресте, например, стала сцена в которой перешедший границу СССР житель польского села Старый Бубель, Иосиф Бадзинский, красноречиво, но тщетно пытается предупредить пограничников о неизбежном начале войны (на фото).
Всем участникам реконструкции требуется принципиально новое сочетание традиционного актёрского мастерства и высокого уровня погружения в роль и внешнего соответствия, вплоть до уровня постоянной импровизации и готовности интерактивного (не выходя из образа) общения со зрителями.
Поэтому актёры военно-исторического спектакля - одновременно каскадёры, механики, историки и знатоки ретро-моды. «Киносъёмочный» масштаб и «театральная» близость зрителя диктуют свои законы, возможность грамотно сочетать историческую правду и авторский художественный вымысел, настоящую пиротехнику и более традиционное музыкальное сопровождение.
На фото: на военно-исторических фестивале «Поле боя», проводимом под эгидой киноконцерна «Мосфильм» и танкового музеея в Кубинке, побывало более тысячи посетителей. Не отстают и регионы. Так, на территории музейного комлекса «Сестрорецкий рубеж» показана постановка о втором фронте «Арденнский лес».
3. Особенности организации и проведения.
В последние несколько лет артисты военно-исторического театра наряду с артистами других жанров привлекаются к работе над тематическими концертными программами (День Победы, День России, День защитника Отечества и др). Причём востребованы в них, и как консультанты, и как непосредственно артисты.
В военной реконструкции возродилась полузабытая профессия «конферансье», её значимость. «Голос за кадром», ведущий помогает зрителю понять и заметить все нюансы военного спектакля.
Ведь зачастую необходимо не только объявить титулы участников рыцарского турнира, но и подавать «информацию к размышлению» при воспроизведении исторического события.
От лица российского военно-исторического общества реконструкции комментирует заслуженный историк Андрей Малов-Гра. Привлечение историков неслучайно, ведь важным моментом в военной литературе, драматургии стала мифологизация, пристрастность к трактовке истории. Это особенно присуще лубочно-обличительным постановкам последних двух десятилетий, в которых сознательно выбирались сюжеты «по мотивам реальных событий». С обязательной дегероизацией образов и свержением нравственных ориентиров целого поколения.
Во время военно-исторического спектакля на открытом воздухе не бывает антрактов, да они и не нужны. Полтора часа реконструкции обороны Брестской крепости, в которой имеются сюжетные элементы повести Бориса Васильева «В списках не значился», благодаря динамике, комментариям и игре ключевых персонажей смотрятся на одном нерве.
Министерство культуры давно стало главным инициатором и со организатором подобных театрализованных представлений. Разумеется, обращение к одной патриотической тематике не заменит всей палитры современного театрального мира. Но данная работа посвящена именно ей, потому что именно здесь режиссёр не является единственным автором текста спектакля. Именно актёр спектакля-реконструкции выгодно отличается от обычного театрального актёра в «военной роли». Ведь кроме классического подхода к роли, он умеет:
1) Подготовить свой костюм и сжиться с ним «по-настоящему».
2) Литературно-исторический подход к раскрываемому образу значительно облегчает работу над ролью. Создатели спектакля работают эффективно, видя перед собой более живого персонажа.
(на фото: «В списках не значился» - раненые солдаты и жены офицеров Брестской
крепости сдаются в плен).
...продолжеие во 2 части.