С 1918-го и до 1930-го года Наркомат иностранных дел возглавлял Георгий Васильевич Чичерин. В 21-м его заместителем стал Максим Максимович Литвинов.
В 1930 году перед отставкой Чичерин написал любопытный документ, опубликованный в 95-м году журналом «Источник» под названием «Диктатура Языкочешущих над Работающими». Чичерин готовился уйти в отставку (со здоровьем было плохо, в 28-30-х годах он большую часть времени проводил на лечении в Германии), предполагал, что его место займёт Валериан Куйбышев, и написал для него пространную записку, где рассказывал, с какими трудностями постоянно сталкивался сам и какие из них ждут Куйбышева. Следующим наркоминделом стал, однако, Литвинов, так что записка осталась у Чичерина. О Литвинове в этой записке сказано немало: он вместе с некоторыми полпредами противодействует дальневосточной политике Чичерина, выгоняет полезных сотрудников, у него «отвращение ко всякой дальновидности» («Диктатура Языкочешущих над Работающими». Последняя служебная записка Г. В. Чичерина // Источник. 1995. №6. С. 107), и вообще - «враг моих начинаний» (Там же. С. 102). Кроме того, отчитываться перед Политбюро о внешней политике в отношении западных стран Чичерин и Литвинов обязательно должны были вместе. Это «упрочивало его [т. е. Литвинова] роль», тогда как сам нарком, по его словам, «был настолько политически бессилен, что мое выступление в Политбюро в пользу какого-нибудь мнения бывало скорее основанием для обратного решения («нереволюционно»)» (Там же. С. 100).
В мемуарах перебежчика Бориса Бажанова, который в 23-25-х годах был помощником Сталина и техническим секретарём Политбюро, эта вражда описана ещё красочнее:
«Чичерин и Литвинов ненавидят друг друга ярой ненавистью. Не проходит и месяца, чтобы я не получил “строго, секретно, только членам Политбюро” докладной записки и от одного, и от другого. Чичерин в этих записках жалуется, что Литвинов - совершенный хам и невежда, грубое и грязное животное, допускать которое к дипломатической работе является несомненной ошибкой. Литвинов пишет, что Чичерин - педераст, идиот и маньяк, ненормальный субъект, работающий только по ночам, чем дезорганизует работу наркомата… Члены Политбюро читают эти записки, улыбаются, и дальше этого дело не идёт» (Бажанов Б. Воспоминания бывшего секретаря Сталина. СПб.: 1992. С. 120).
Возможно, Бажанов слегка преувеличил накал страстей, но, судя по цитированной выше записке Чичерина, отношения между наркомом и его замом действительно были, мягко говоря, не очень хорошими, а точнее - очень и очень плохими.
Такого же рода заметка, как и
предыдущий пост, только в "Иствоендоке" появится завтра.