Переходим к требованиям, предъявляемым к архитектурному дизайну промышленного предприятия в Третьем рейхе.
Архитектурное проектирование
Предприятие как строительный объект столь же важно и заслуживает такого же тщательно продуманного архитектурного проектирования, как и любое другое здание. Безусловно, по сравнению с залом собраний или с залом славы, оно служит более сдержанным, приземленным целям. Но его смысловое содержание задается людьми и определяется через отношение людей к работе. Это отношение точно описано словами фюрера: "Есть только одно благородство - это благородство труда."
Слова о целесообразности красоты и красоте целесообразности приобретают по-особому значимое, легко усваиваемое звучание, когда речь заходит о задаче придать предприятию красивый облик. Однако рассмотрении предприятия, что является одновременно целесообразным и красивым?
Во времена расцвета немецкой промышленности и торговли до [Первой] мировой войны существовали предприятия, у которых на время образовывался существенный избыток средств. В результате этого тогда строились перегруженные декором административные здания с массивными проходными и мощными башнями, которые могли бы составить честь рыцарскому замку. Строительство велось с представительскими целями, как знак солидности. Другие эксплуатировали архитектуру предприятий без малейшего учета сложившегося образа города в качестве огромной рекламной упаковки для своей продукции. Наиболее известный пример такого рода - похожие на мечеть здания и минареты сигаретной фабрики. Сегодня нас бросает в дрожь, когда наш взгляд останавливается на архитектурных провалах недавнего прошлого. Мы твердо убеждены в том, что вопрос красивого и достойного облика зданий не может быть решен с учетом лишь рекламных и представительских целей.
Предприятия должны проектироваться одновременно красивыми и целесообразными. Красивым является всё, что радует глаз. Целесообразным же являются не только организационные методы и меры, непосредственно необходимые производству, но и всё, что благоприятно влияет на работников и способствует их здоровью и радости труда.
Согласие красоты и целесообразности может быть достигнуто только тогда, когда в процессе планирования и проектирования предприятия будут в равной степени учтены и взвешены друг относительно друга соображения производственно-технических требований, социальных потребностей, а также художественных суждений и законов. Это требует тесной и вдумчивой совместной работы главы предприятия, главного инженера и архитектора.
В целях улучшения ситуации с разработкой и подготовкой более привлекательных и достойных функциональных зданий управление "Красота труда" образовало отдел проектирования, который каждый год разрабатывает небольшое количество образцовых проектов промышленных зданий. Кроме того, по инициативе главы управления генерального инспектора по строительству профессора [Альберта] Шпеера, во всех регионах были определены заслуживающие доверия архитекторы, которые оказывают консультативные и строительные услуги в координации с сотрудниками управления и в духе идей "красоты труда".
Уксусная фабрика, архитектор Эрнст Хун
Бумажная фабрика в Бергиш-Гладбахе, архитектор проф. Доминикус Бём
Фабрика лаков в Кёльне, архитектор Пауль Хельд [1889-1972], Кёльн
Пример полной переработки архитектурного облика предприятия, архитектор [Мартин или ???] Вагнер, Берлин
Практически только по форме и расположению окон можно понять то, что на самом деле здесь представлено одно и то же здание, которое подверглось полной реконструкции