С Богом (?), потихонечку начнём

Jun 01, 2009 09:29


Что мы знаем о лисе?
Ничего. И то не все.

Начинаю обещанный цикл постов.

Примечания
1. Почему я называю главного героя по имени, а не по фамилии теологическому титулу.2. Я пишу Исус с одной "и". Это русское старообрядское написание. У нас дома когда-то было старое издание русской Библии с таким написанием (и с ятями). Я так привык. Кроме того, я ( Read more... )

hist_jesus

Leave a comment

Comments 57

trurle June 1 2009, 14:53:52 UTC
Сложно ли будет установить, какой именно вариант является аутентичным?
Конечно, сложно. То ли сталинисты отфотошопили т-ща Гольдштейна, то ли троцкисты его же прифотошопили.
Конечно, с Евангелиями существует очевидная проблема - они были написаны людьми, заинтересованными в распространении определённой теологии, которые, к тому же, явно не чурались намеренных искажений.
К тому же евангелия были написаны в другую эпоху, а потом подвергались неоднократному идеологическому редактированию.

Reply

gera June 1 2009, 15:05:42 UTC
Троцкий, вообще-то был товарищем Бронштейном. Вы, правда, думаете, что будет всерьёз рассматриваться вариант, что Троцкого прифотошопили троцкисты?
В архивах не троцкистского кружка, а сталинских?

К тому же евангелия были написаны в другую эпоху

Эпоха - слишком громкое слово, когда речь идёт о десятилетиях.

а потом подвергались неоднократному идеологическому редактированию.

Похоже, вы преувеличиваете масштабы такого редактирования. В них, безусловно, есть отдельные поздние вставки-правки (о которых я ещё буду говорить), и это всё, безусловно, тоже принимается в расчёт.

Reply

trurle June 1 2009, 15:23:50 UTC
Троцкий, вообще-то был товарищем Бронштейном
В то же время в одном классическом и широко известном тексте действует персонаж, очевидно являющийся Троцким, но с фамилией Гольдштейн. Что же должны будут подумать историки будущего?
В архивах не троцкистского кружка, а сталинских?
В публикациях, ага. Немногочисленных сохранившихся.
Эпоха - слишком громкое слово, когда речь идёт о десятилетиях.
Эти десятилетия были более чем насыщены, как в Империи в целом, так и в глухой провинции у моря.
Думается что 1954 год можно смело назвать принадлежащим иной эпохе по сравнению с 1904.
Похоже, вы преувеличиваете масштабы такого редактирования. В них, безусловно, есть отдельные поздние вставки-правки (о которых я ещё буду говорить), и это всё, безусловно, тоже принимается в расчёт.
Евангелия были разделены на канонические и апокрифические только в IV веке нашей эры, причем делили по критериям теологии, а не достоверности.

Reply

gera June 1 2009, 15:43:37 UTC
Судя по всему, мою метафору с Троцким вы пытаетесь во все стороны прогнуть (и я уже затрудняюсь уследить, какая часть из ваших высказываний относится собственно к Троцкому, а какая к - модифицированной метафоре).
Я не думаю, что у вас на самом деле есть сомнения в том, какая из двух фотографии аутентичная, а какая - искажённая. Если вы пытаетесь витиевато сказать, что это может быть не так просто, то напрасно - я уже об этом сказал открытым текстом.
В дальнейшем я буду подробнее говорить о методологии.

Эти десятилетия были более чем насыщены, как в Империи в целом, так и в глухой провинции у моря.

Историки таки в курсе.

Евангелия были разделены на канонические и апокрифические только в IV веке нашей эры, причем делили по критериям теологии, а не достоверности.

Учёные не ограничиваются изучением исключительно канонических Евангелий (и не только Евангелий, а всякого рода Посланий, Деяний и Откровений).
Почти все апокрифические книги, однако, являются более поздними, многие - намного более поздними, чем канонические.

Reply


dimrub June 1 2009, 15:59:35 UTC
Ты уверен насчет Тацита? Я помню, что он упомянал о гонениях на хрестиан во времена Нерона, который таким образом пытался сложить с себя вину за пожар Рима, но насчет того, где и как был убит Иисус - я у него ничего не помню.

Reply

dimrub June 1 2009, 16:08:32 UTC
А, ОК. Я вижу, тебе Д-р Эрман серьезного пинка под зад дал, шо аж сподвиг на серию постов :). Ты по результатам его лекций - или сам добавляешь (кроме Троцкого)?

Reply

gera June 1 2009, 16:17:24 UTC
Вообще-то, я этой темой уже лет 10-12 интересуюсь и такой цикл в этом журнале ещё лет 6 назад объявлял :) Я на эту тему давно ещё читал таких столпов, как Sanders, Crossan, Geza Vermes.
И ещё множество других (Shelby Spong, Karen Armstrong etc)
Эрман, действительно стал точком в последнее время. Я уже прослушал четыре курса его лекций и прочёл три его книги, читаю четвёртую. Хорошо излагает, собака :)
Но я пишу, основываясь на общих сложившихся представлениях, хотя они с Эрманом хорошо сочетаются.

Reply


angerona June 1 2009, 18:04:27 UTC
интересно

Reply


digest June 1 2009, 18:14:30 UTC
Класс. Иисус для чайников :-). Продолжай, Гера. Даже Троцкого простим. Весьма интересно.

Reply


Leave a comment

Up