Иван Купала

Jul 27, 2009 08:12

Это очередная часть цикла об историческом Исусе. См., также, здесь.

Одним из самых бесспорных фактов в биографии исторического Исуса учёные считают его связь с Иоанном1 Крестителем. Этот факт упоминается во всех четырёх еванеглиях (три независимых источника - Марк, Q и Иоанн), он соответствует историческому контексту и самым ярким образом соответствует критерию непохожести (об этом ниже). О самом Иоанне мы знаем, также, из писаний Иосифа Флавия - он упоминается во всех сохранившихся манускриптах его книги "Иудейские древности" и это упоминание считается большинством учёных подлинным.

Иоанн Креститель, известный, также, как John the Baptist, Иван Купала и, в оригинале Йоханан ha-Матбиль (יוחנן המטביל) принадлежал к апокалиптическому течению в иудаизме. Следует заметить, что несмотря на то, что его титул, дословно означающий "окунатель", переводится иногда такими словами как "креститель" или "baptist", он не имеет никакого отношения ни к кресту, ни к баптистам. Более того, несмотря на то, что теологически он является важной фигурой в христианстве, исторически он к христианству не имеет никакого отношения, в отличие, например, от Павла или одиннадцати апостолов (минус Иуда Искариот). Если апостолы, начиная свой путь в рамках иудаизма, в дальнейшем распространяли уже новую религию, религию о воскрешении Исуса и необходимости в него верить, Иоанн, согласно евангелиям, умер раньше, чем умер Исус и никак не мог иметь отношения к новой религии. Он, наверняка, страшно бы удивился, если бы узнал, что его имя ассоциируют с иной, чем иудаизм, религией. Всё это несложно понять, если подумать о таких персонажах, как Авраам, Моисей, пророки - они тоже имеют важное теологическое значение в христианстве (и если на то пошло, и в исламе), но понятно, что исторически (в той мере, в какой о них можно говорить исторически), они не могли иметь отношения к религии, появившейся на столетия или тысячелетия позже.

Многие учёные считают, что Иоанн принадлежал к ессеям - одному из тогдашних течений иудаизма, или, по крайней мере, к одной из его разновидностей. Ессеи представляли собой секту, состоящую из одних мужчин, они вели аскетический образ жизни, регулярно совершали ритуальные омовения в воде и, что особенно существенно, придерживались апокалиптических представлений. Нужно учесть, что ритуал омовения, позже получивший в дочерней религии такие названия как "крещение" и "baptism", является одним из важных ритуалов в иудаизме. В частности, это финальный ритуал при обращении в иудаизм - и по сей день.

В исторической картине, рисуемой евангелиями, Иоанн представляется весьма грубо замазанным товарищем Троцким (ввиду чего вся история с ним рассматривается как важное подтвержение историчности Исуса). Дело в том, что в ранней христианской традиции (в поздней - тоже) тот, кто крестил, стоял рангом выше того, кого он крестил. Вдобавок, омовение интерпретировалось как избавление от грехов, а зачем это могло понадобиться Исусу?
Эти события, однако, были, очевидно, слишком хорошо известны, чтобы их можно было не упоминать. Поэтому они были переинтерпретированы с учётом вышеописанных проблем.
В евангельских описаниях, Иоанн из кожи вон лезет, дабы дать понять всем участникам происходящего (или, иными словами, читателям), что крещение (продолжим называть это так) им Исуса, вовсе не означает того соотношения рангов, которое обычно из этого следует.

К нему шли люди со всей Иудеи и все жители Иерусалима. Они исповедовали свои грехи, и Иоанн крестил их в реке Иордан. Иоанн носил одежду из верблюжьей шерсти и кожаный пояс, а ел он саранчу и мед диких пчел. В своей проповеди он говорил: - За мной придет тот, кто сильнее меня. Я даже не достоин, нагнувшись, развязать ремни Его сандалий. Я крестил вас водой, а Он будет крестить вас Святым Духом. В то время из галилейского города Назарета пришел Иисус, и тоже был крещен Иоанном в Иордане. (Марк 1:5-9)

У Матфея та же мысль выражена иначе - в диалоге между Исусом и Иоанном.
И вот из Галилеи к Иордану пришел Иисус, чтобы принять крещение от Иоанна. Иоанн пытался отговорить Его: - Это мне нужно креститься от Тебя, зачем же Ты пришел ко мне? - Но Иисус ответил: - Пусть сейчас будет так, нам следует исполнить все, что требует Бог. - Тогда Иоанн согласился. (Матфей 3:13-15)
Заметим, что упоминание об исповедании грехов, сопутствующем этому ритуалу, у Матфея отсутствует. То же и Луки.

У Иоанна мы находим ту же мысль, что и у Марка, усиленную иоанновой идеей о божественной сущности Исуса, и о том, что он существовал всегда:
Иоанн свидетельствовал о Нем, провозглашая: - Это тот, о ком я говорил: "Идущий за мной стоит выше меня, потому что Он существовал еще до меня". (Иоанн 1:15)

Они допытывались: - Если ты не Мессия, не Илия и не пророк, то почему ты крестишь? Иоанн ответил: - Я крещу водой. Но среди вас стоит тот, кого вы не знаете. Он придет после меня, и я не достоин даже развязать ремни Его сандалий. (Иоанн 1:25-27)

Чему учил Иоанн?
Иоанн говорил толпам, которые приходили принять крещение от него: - Вы, змеиное отродье! Кто предупредил вас, чтоб вы бежали от надвигающегося гнева? Пусть ваши дела докажут истинность вашего покаяния. Не успокаивайте себя словами: "Наш отец Aвраам!" Говорю вам, что Бог может из этих камней произвести детей Aврааму. Топор уже лежит наготове у корня деревьев, и каждое дерево, не приносящее хорошего плода, будет срублено и брошено в огонь. Что же нам делать? - спрашивал народ. Иоанн отвечал: - Тот, у кого две рубахи, пусть даст одну тому, у кого нет ни одной, и тот, у кого есть еда, пусть сделает то же самое... (Лука 3:9, из Q)

Это апокалиптическое послание. Грядёт суд и принадлежность к роду Авраама сама по себе от него не спасёт. Необходимо срочно покаяться и вести себя надлежащим образом, потому что "топор уже лежит наготове" - этот вселенский суд близок.
Примечательно, что Исус предпочёл начать свою деятельность с принятия крещения у Иоанна. Почему? Очевидно, потому что апокалиптические взгляды Иоанна были ему близки.

Есть, правда, на первый взгляд, и другая причина: согласно христианской традиции, Исус и Иоанн были родственниками - троюродными братьями. Это представление основано на евангелии от Луки, где описывается зачатие и рождение Иоанна и упоминается его мать, Елизавета, двоюродная сестра Марии. Вся эта история у Луки носит ярко выраженный теологический характер: ребёнок послан бесплодной Елизавете в ответ на молитву её мужа, отца Иоанна, еврейского священника2, и возжигание им благовония в Храме, ангел общается с отцом, обещая ему, что ребёнок обратит многих израильтян к Богу, потом, сообщая Марии о её предстоящем непорочном зачатии, ангел ссылается на чудо зачатия бесплодной и пожилой Елизаветы... И так далее. Помимо того, что вся эта история никоим образом не проходит критерий непохожести, она относится к материалу L, то есть существующему исключительно у Луки. Иными словами, первые два критерия тоже говорят против этой версии: у неё нет независимых подтверждений и это не ранний источник (ранние, напомню, это Марк и Q). Четвёртый критерий нам об этом ничего не говорит: исторически им ничего не мешало быть родственниками, но первые три не позволяют воспринимать эту версию слишком серьёзно.

1 Не путать с апостолом Иоанном, которому приписываются пять книг Нового Завета, включая одно из четырёх евангелий, что учёные отрицают. Но даже в христианской традиции никто не ассоциирует Иоанна-апостола с Иоанном Крестителем. Это разные Иоанны.
2 О еврейских священника и Храме будет отдельно в ближайшее время.

hist_jesus

Up