По Стройникову и "Рафаилу"

Sep 22, 2017 12:00

Спросили тут меня - как я отношусь к сдаче "Рафаила"? Хотел ограничиться одним словом, но черт с ним - сделаю небольшой пост.

Давайте для начала почитаем рапорт Стройникова, переданный им из плена: «…12 числа, на рассвете, находясь, по счислению, в 45 милях от ближайшего Анатолийского берега усмотрели на N, в расстоянии около 5 миль… что то был ( Read more... )

русский флот

Leave a comment

Comments 96

tezet September 22 2017, 15:23:12 UTC
с практической точки зрения что выгоднее государству:сдались в плен, но остались в живых или героически погибли(при таком раскладе сил наверное без особого толку) в пример другим

Reply

saxahorse September 22 2017, 20:34:01 UTC
Конечно же - героически погибли. Это резко повышает стоимость следующей войны.

Reply

tezet September 23 2017, 10:03:08 UTC
смотря насколько ценным ресурсом были моряки. японцы так весь свой летный состав героически извели.

Reply

newlander September 23 2017, 13:58:08 UTC
Что бы изменилось для японцев, если бы их пилоты перестали считать западлом брать с собой парашют на год или два раньше?

Reply


alex_bir September 24 2017, 09:08:53 UTC
"не мог же он идти навстречу туркам!" - на рассвете так примерно и обнаружилось. То ли ночью фрегат нагнал, двигаясь по сути вдоль побережья, фактически, на восток, эскадру турецкую, до того вышедшую из Босфора, то ли эскадра возвращалась. Фрегат отходил после этого сначала на северо-запад, потом постепенно склоняясь к юго-западу, к Босфору, по мере перерезания ему курса передовой турецкой группой ( ... )

Reply

siberian_chem September 26 2017, 09:56:46 UTC
половина команды, больше 120 человек из 230 - состояла из рекрутов. Но в общем-то именно за ссылательство на "волю нижних чинов" Николай, по сути, и огорчился сильно. Допускать подобное было немыслимо и недопустимо, даже слухами и предположениями. Нижние чины обязаны повиноваться, а не "выражать волю", а офицеры и назначены диктовать волю нижним чинам. То есть - чистое такое покушение на основы Империи вышло, как бы.

Емнип там кроме показаний капитана и ещё какого-то офицера (слово в слово) были показания нижнего чина, выдержанные в духе "офицеры обосрались и многократно убеждали нас сдать корабль, а мы им отвечали что мол чего ждём, командуйте открытие огня".

СодомЪ в общем.

Reply

alex_bir September 26 2017, 15:25:32 UTC
ну, я в общем-то, не про то, как было на самом деле. А про то, что линия защиты, избранная тремя старшими офицерами - была наихудшей из возможных, учитывая взгляды Николая на отношения по службе (и по вертикали власти, так сказать). Заикнуться офицеру, что он допустил в боевой обстановке обсуждение командой своих приказов/намерений (в какой-либо форме) - это вилы себе в бок. Витые и с вензелями. Зазубренные.
А так да, пренеприятное событие. Для меня лично малопонятное, в смысле выбранного решения. С другой стороны, "всякое бывало". Опыт плена тоже как бы говорит, что бывает всяко, в некоторые моменты... Потерялся, для себя и армии, вот так некстати хороший в общем-то вполне боевой офицер.

Reply


alex_bir September 24 2017, 09:13:10 UTC
"Это значит, что скорость турецкого отряда была почти такой же 2.5-3 узла, не более" - никак не значит. Они могли идти в иной полосе ветра, 10 км - приличное расстояние, на момент "старта". Плюс они заходили с севера. При сближении с берегом, северо-восточные ветра там тише, и течение к Босфору слабее. Севернее от берега - течение к Босфору выражено сильнее там ( ... )

Reply

dragoncat_ru October 17 2017, 07:29:30 UTC
Меркурий отличался выдающейся немореходностью. Потому и нагнали. У Рафаила, помнится, таких проблем не было. На море действительно труднее ориентироваться и выбирать правильное направление, но на то он и капитан, что бы отвечать за свои решения. Больше прав - больше ответственности. И пример Меркурия - вполне себе показателен.

Reply

alex_bir October 17 2017, 07:42:58 UTC
русские корабли того периода постройки, где-то пробегала информация, отличались багом - при хорошей мореходности при свежем ветре/волнении, при зыби и слабом ветре они зарывались, осаживались.
Сам бой Меркурия не показатель именно как бой, применительно к ситуации с Рафаилом. В его, Меркурия, пользу сыграло именно значительное различие в рамерах, высоте борта и линии пушечных портов, в частности. Турки неудачно сблизились, и нещадно высили. Неимоверное преимущество в весе бортового залпа свелось к нулю.
То, что капитан Рафаила принял крайне неудачное и неприемлемое (на мой взгляд) решение о сдаче и её форме (полной капитуляции) - это бесспорно, и другой вопрос. Но его действия до - вполне понятны, обьяснимы и логичны. Как и развитие ситуации с момента взаимного обнаружения противниками.

Reply

dragoncat_ru October 17 2017, 09:55:07 UTC
Ну, собственно этот "баг" - одно из следствий "тяжелого наследия азовской флотилии". Впрочем, со всем этим можно бороться изменением весовых характеристик, когда это возможно, конечно.
Но принципиальная разница между Меркурием и Рафаилом, и вы, кстати, указываете на это - именно в отношении к безвыходной ситуации. Да, у Рафаила может быть и был шанс вырваться, а может и не было, у Меркурия его не было точно. Но команда последнего повела себя как герои, использовав те преимущества, что у них были (зыбкие, надо сказать, преимущества), капитан Рафаила же боялся как бы турок не разозлить, да еще и попытался свалить вину на подчиненных, поведя себя, для своей должности, просто мерзко. За что и отхватил заслуженных люлей :)

Reply


alex_bir September 24 2017, 09:18:44 UTC
История напомнила эпизод января 1995го, сдачу роты СпН ГРУ 22й бригады нохчам после "голосования", когда их как бы окружили после длительного марша-"прследования". Морозовцев,офицеров группы, тогда вроде выперли с службы. Чем многие втихую возмущались. Кстати, один из них проявил себя плохо в конце жизни. Возглавляя как раз неудачный захват доонецкого аэропорта в мае 14го. "Самоустранился", типа, от принятия решений по бою. Сломался, в общем, тогда, в 95м - и сломался и повторно.

Reply

semen_hist September 27 2017, 16:57:03 UTC
А кто именно возглавлял штурм донецкого аэропорта и сломался?

Reply

alex_bir September 28 2017, 19:02:58 UTC
Сысенко.

Reply

semen_hist September 28 2017, 19:18:18 UTC
Спасибо, я поищу про него. Любопытно.

Reply


dragoncat_ru October 17 2017, 06:35:43 UTC
Со всем согласен, кроме замечания о качке. При штиле она вполне возможна и естественна. И чем меньше осадка, тем качка сильнее. Она не от ветра происходит, а от иных причин - перемещения воды, экипажа, лёгких движений воздуха на высоте брамстеньги и т.д. Черноморские же корабли, традиционно ещё со времен Азовской флотилии, да и не без голландского опыта, строились с относительно небольшой осадкой. Но, повторяя сказанное ранее, скорее всего гражданин звиздит как дышит и описал штиль скорее по памяти предыдущего опыта.

Reply


Leave a comment

Up