Спросили тут меня - как я отношусь к сдаче "Рафаила"? Хотел ограничиться одним словом, но черт с ним - сделаю небольшой пост.
Давайте для начала почитаем рапорт Стройникова, переданный им из плена: «…12 числа, на рассвете, находясь, по счислению, в 45 милях от ближайшего Анатолийского берега усмотрели на N, в расстоянии около 5 миль… что то был
(
Read more... )
"Отсюда же следует и галфвинд "Рафаила", прорваться он мог вдоль побережья, либо на запад, либо на восток. В скобках заметим, что скорее всего на запад..." - в рапорте капитана совершенно чётко указано направление ухода. Обратно к болгарскому берегу, на запад.
"Есть и еще один вариант действий Рафаила - до берега далеко, и можно было попытаться уйти на юг" - нет. По месту события - берег к востоку уходит сильно севернее, миль на 15-20, под градусов 30 к северу. Место встречи случилось по мередиану сильно западнее оконечности мыса с портом Доганюрт.
"Пункт 3. нижние чины, узнав о намерении офицеров, объявили, что сжечь фрегат не позволят.
Уже по этой фразе понятно, что Стройников виноват. Как минимум в том, что не сумел наладить рабочую обстановку в команде..." - половина команды, больше 120 человек из 230 - состояла из рекрутов. Но в общем-то именно за ссылательство на "волю нижних чинов" Николай, по сути, и огорчился сильно. Допускать подобное было немыслимо и недопустимо, даже слухами и предположениями. Нижние чины обязаны повиноваться, а не "выражать волю", а офицеры и назначены диктовать волю нижним чинам. То есть - чистое такое покушение на основы Империи вышло, как бы.
"Ежели нижние чины тебе не подчиняются - как ты на фиг офицер?" - ранее, незадолго до грустного события, этот же офицер командовал 3 года Меркурием, например. К оставленному им преемнику-сослуживцу экипажу претензий вроде не было.
"...скорости кораблей одного класса в бакштаг и галфвинд практически равны." - не совсем одного класса там было. Ну и в принципе скорости достаточно индивидуальны. Зависят и от особенностей конструкции (мореходности), и от состояния корпуса, и от "мелких" отличий в парусности... Пол-узла или узел, даже четверть узла (полкилометра в час) - вот уже и незаметно сьедается расстояние.
В то время вроде в кораблестроении туркам помогали французы. Традиционно вроде у франков ставка на скорость, в акценте.
Особенности кораблей бывают разные. Меркурий, например, отмечалось - "в тихую погоду грузнел". Строились бриг сей и фрегат Рафаил - в одно практически кораблестроительное время, 20х годов.
Reply
Емнип там кроме показаний капитана и ещё какого-то офицера (слово в слово) были показания нижнего чина, выдержанные в духе "офицеры обосрались и многократно убеждали нас сдать корабль, а мы им отвечали что мол чего ждём, командуйте открытие огня".
СодомЪ в общем.
Reply
А так да, пренеприятное событие. Для меня лично малопонятное, в смысле выбранного решения. С другой стороны, "всякое бывало". Опыт плена тоже как бы говорит, что бывает всяко, в некоторые моменты... Потерялся, для себя и армии, вот так некстати хороший в общем-то вполне боевой офицер.
Reply
Leave a comment