Герцогство Курляндия и Семигалия появилось на карте Европы в 1561 году, после распада Ливонской конфедерации. Ландмейстер Готхард Кетлер сразу же принес вассальную присягу Речи Посполитой, и таким образом герцогство стало вассалом польской короны. В 1585 году братьям Фридриху и Вильгельму Кетлерам удалось прирастить земли, поглотив Пильтенское епископство с портом Виндавой, и вместе с крупным портовым городом Либавой это и определило последующие колониальные потуги курляндцев.
Первые попытки организовать колонии в Америке начались при Фридрихе I Кетлере в1637 году, когда курляндские корабли появились в Новом Свете. На тот момент в Вест-Индии колонии не завоевывались - чаще всего на открытых испанцами островах начиналась эпидемия болезней, местные индейцы массово вымирали, селиться на островах становилось экономически невыгодно, и испанцы просто перебирались в богатые и сулящие добычу Мексику или Перу, а острова оставались фактически бесхозными. Так англичане организовали колонии на Сент-Киттсе и Барбадосе, такая же ситуация сложилась и на Тобаго, где пытались осесть голландцы и курляндцы. В 1637 году[1] из Виндавы на юго-западное побережье Тобаго прибыл корабль с 212 поселенцами. Остров был фактически пустым, там оставались остатки индейцев-караибов, а голландскую колонию испанцы уничтожили десять лет назад в результате налета. Казалось бы, вот оно счастье!
Но вскоре поселенцы начали испытывать голод, испортили отношения с караибами и в результате на следующий год 21 оставшийся в живых колонист покинул берега острова.
В 1639 году курляндцы привезли на Тобаго 300 поселенцев - результат был абсолютно тот же. Наконец в 1642 году нанятый на службу голландский капитан Якоб Карун привез на Тобаго 310 поселенцев. И опять их постигла та же судьба. 70 выживших было эвакуировано частью на Тортугу, а частью - на Ямайку в 1650 году (на тот момент протестантские державы, коим относилась Курляндия, выступали в Новом Свете против Испании единым фронтом и помогали друг другу).
Герцог Курляндский Якоб Кетлер с новой попытки решил зайти с другой стороны - и в 1651 году основал колонию в Гамбии, на острове Сент- Эндрюс. Это позволило прибалтам начать работорговлю и получить столь необходимую в колониях рабочую силу.
Тут надо сказать вот еще что - еще в далекие 1620-е годы на Тобаго претендовала Англия, вернее - ее король Яков I. В 1624 году он передал свои права на Тобаго графу Уорвику. В1652 году Роберт Рич, граф Уорвик попал в серьезные финансовые затруднения, и продал права на колонизацию как раз герцогу Якобу Кетлеру[2].
Наконец, 20 мая 1654 года корабль «Das Wappen der Herzogin von Kurland» («Герб курляндской герцогини») прибыл с 45 пушками, 25 офицерами, 124 курляндскими солдатами и 80 семьями колонистов, чтобы вступить во владение юго-западной частью Тобаго (северная, по соглашению с протестантскими странами, принадлежала Голландии, и носила названию Ниув-Вальхерен). Капитан Виллем Молленс объявил остров «Новой Курляндией» (Neu-Kurland). На юго-западе острова был возведен форт, также называемый Форт-Якоб (Форт-Джеймс) с окружающим городом под названием Якобсштадт (Джеймстаун). Другие объекты получили курляндские названия, такие как Большой Курляндский залив, залив Якобса (Джеймса), Курляндское поместье, Ной-Митау, Либавский залив и Малый Курляндский залив.
Далее началась колониальная гонка между Голландией и Курляндией, в которой герцогство не имело шансов. В 1567 году колония Ниув-Вальхерен насчитывала 700 поселенцев, Новая Курляндия - 127 человек. В 1568 году - 1200 человек у голландцев, против 512 у курляндцев.
В том же году начался «Польский потоп», войска шведского короля Карла X захватили большую часть Польши, а так же Курляндию и Семигалию. Герцог Якоб Кетлер попал в плен, а Курляндия стала выступать как союзник Швеции. Поскольку в этой войне Голландия поддерживала Данию, голландские поселенцы на Тобаго окружили Форт-Якоб и вынудили Юбера де Беверена, губернатора Курляндии, сдаться. Курляндия официально уступила Новую Курляндию голландцам 11 декабря 1659 года, однако вернула в 1660 году после заключения мира между Швецией и Данией.
Поскольку число курляндских поселенцев на тот момент не превышало 300 человек, курляндское Тобаго стало лакомым призом для пиратов с Ямайки и Тортуги, которые провели несколько набегов на юго-западную часть острова. Последнее, самое жестокое нападение, провели английские каперы. Изначально они хотели атаковать Ниув-Вальхерен (между Англией и Голландией тогда шла война), но там было 2400 поселенцев, тогда как у курляндцев - меньше 300-т. Понятно, что 300 человек явно окажут гораздо меньшее сопротивление, нежели 2400, и выбор - на кого нападать, стал очевиден. Понятно, что в 1666 году прибалты опять покинули Тобаго[3]. В 1668 году курляндский корабль попытался повторно занять Форт-Якоб, но был отброшен голландцами.
Однако герцогство не сдавалось. В 1680 году была предпринята еще одна попытка организовать колонию на Тобаго, но торговая блокада голландцев, несколько нападений английских пиратов, и в 1683 году Курляндия просто забросила свою колонию, а в 1690 году продала права на Тобаго голландцам. Но - вот изгибы прибалтийской гордости -до 1795 года Курляндия назначала губернатора Вест-Индских курляндских островов[4].
[1] Данные по Edgar Anderson «The Couronians and the West Indies»- Chicago 1965.
[2] Kołodziejczyk Dariusz, Czy Rzeczpospolita miała kolonie w Afryce i Ameryce?, ссылка
http://niniwa22.cba.pl/kolodziejczyk_kolonie_w_afryce.htm.
[3] Данные по Harry C. Merritt «The colony of the colonized: the Duchy of Courland’s Tobago colony and contemporary Latvian national identity» - Nationalities Papers; Vol. 38, No. 4, 2010, pp. 491-508.
[4] По крайней мере, это отражено в статье Imbi Sooman, Jesma McFarlane, Valdis Teraudkalns, Stefan Donecker «From the port of Ventspils to Great Courland Bay: The Couronian colony on Tobago in past and present»- Journal of Baltic Studies, Vol. 44, No. 4, 2013.