И все-таки, как же Бернадота выбрали королем? О, это восхитительная история!
Помните анекдот про настоящего сибирского мужика и дочь Рокфеллера?
Вот по этому принципу и изложим. И поможет нам в этом Nordisk familjebok, раздел Karl XIV Johan, 1910 года издания.
Часть 1. Настоящий сибирский мужик.
Итак, как мы с вами помним, Кристиан Аугустенбургский честно навернулся с коня, и в Швеции начался очередной династический кризис. И в полном логическом соответствии наследным принцем решили провозгласить брата Кристиана - Фредерика Аугустенбургского. Так же было решено послать в Париж на согласование с Наполеоном кандидатуры двух курьеров.
Одним из курьеров был лейтенант Уппсальского полка барон Карл Отто Мёрнер. Ну как - курьером? Он просто пришел к своему родственнику, канцлеру казначейства Густаву аф Веттерштедту, попросил себя назначить одним из курьеров и получил курьерский значок.Далеее Мёрнер получил депеши и предписание для генерального консула Швеции в Париже Элофа Сигнеуля о выборах Фредерика Аугустенбургского и отбыл в Париж.
В столице Франции он остановился у своего французского приятеля, который и посоветовал ему - а почему бы вам не выбрать в кронпринцы кого-нибудь из наполеоновских маршалов? Например, Бернадота. Слова эти запали Мёрнеру в душу, и на встрече с Сигнеулем он вместо Фредерика начал предлагать кандидатуру Бернадота, утверждая, что все уже согласовано, и вообще - он выступает от имени многочисленной партии шведского дворянства.
Консул был человеком осторожным, и не поверил заверениям Мёрнера, и тогда лейтенант начал склонять к избранию Бернадота шведского генерала Фабиана Вреде, находившегося в Париже на излечении. Вреде после нескольких ночей уговоров предложению внял и решил переговорить с Бернадотом.
Часть 2. Президент швейцарского банка.
Вреде посетил Бернадота вечером 29 июня и сообщил ему, что вся Швеция, на минуточку, желает видеть его наследным принцем и главнокомандующим. Сначала Бернадот просто не поверил, и чуть не покрутил пальцем у виска. Что эти шведы обо мне знают? Я их и не видел-то почти. Но Вреде ковал железо пока горячо. Он сообщил, что уже виделся с Наполеоном, и тот в принципе не против. В конце концов Бернадот согласился. Мёрнер, заручившись согласием Бернадота, двинулся в обратный путь, и 12 июля 1810 года предстал перед глазами министра иностранных дел Ларса фон Ингстрема и канцлера казначейства Густава аф Веттерштедта, которым радостно сообщил, что… Наполеон одобрил кандидатуру Бернадота, чем ввел всех окружающих в ступор. Какой Бернадот? Тебя зачем посылали? Фредерик Аугустенбургский же!
Часть 3. Зять Рокфеллера.
Прибывший в Париж с конце июля посол Швеции Густав Лагербьелке, узнав о самодеятельности Мёрнера, рвал на себе волосы. В Стокгольме был срочно созван риксдаг, который не смог прийти к единому решению, поскольку хотелось, конечно, датского принца, но обижать Наполеона было боязно. Тем временем Мёрнер, которого уже успели игнать со службы, начал прямую агитацию за «своего кандидата» в Стокгольме, и через неделю весь Стокгольм кричал, что хочет видеть в качестве кронпринца именно Бернадота. Нет, ну а что? «Кандидат от народа» же!
Лагербьелке напрямую обратился к Наполеону, но Буонапарте что-то нечленораздельно мычал, не говоря ни «да», ни «нет». С одной стороны его конфликт с Бернадотом достиг того уровня, что Наполеону очень хотелось бы удалить его из Парижа, пусть даже в Швецию. С другой - датчане были союзниками, и их обижать тоже не хотелось. Но Лагербьелке воспринял это как согласие на кандидатуру Бернадота, о чем и смело отписал в Стокгольм.
Часть 4. Зять Рокфеллера, президент швейцарского банка и настоящий сибирский мужик.
30 июля 1810 года открылась очередная сессия риксдага. 11 августа Карл XIII внес свое заявление в пользу Фредерика Аугустенбургского, но в этот же день в Стокгольм приехал французский купец Жан Антуан Фурнье, который именовал себя «агентом и клиентом Бернадота». В этот же день из Швеции был отозван французский поверенный Дезожье, что было воспринято шведами как прямое указание -надо избирать Бернадота, ибо «Наполеон рекомендует». В двух голосованиях 16 и 21 августа кандидатура Бернадота победила с разгромным счетом, и 21 августа маршал Франции Бернадот был провозглашен кронпринцем.
А вы говорите о ничтожности роли личности в истории)))