День седьмой. Кьорнес - Юстедаль. Главное событие всего путешествия.
Sep 07, 2023 18:45
В этот день мы познакомились всеми органами чувств (включая еще неизвестные науке) с ледником Юстедалсбреэн (Jostedalsbreen), точнее, его частью - Нигардсбреэн (Nigardsbreen).
Вот что пишет о нем Википедия.
[Jostedalsbreen - это...] Юстедалсбреэн или Ю́стеда́лсбре (норв. Jostedalsbreen) - крупнейший ледник континентальной Европы. Он расположен в норвежском фюльке Согн-ог-Фьюране. Высочайшей вершиной ледника является Хёгсте-Бреакулен (1957 м), хотя нунатак Лодалскопа возвышается на 2083 м. Площадь ледника равна 487 км2. В самом широком месте он имеет толщину 600 м, ледник протягивается на 60 км. Он имеет около 50 рукавных ледников, например Бриксдалсбреэн и Нигардсбреэн. В 1991 году Юстедалсбреэн был включён в одноимённый национальный парк. Ледник поддерживается не низкими температурами, а высоким уровнем снежных осадков.
На картах наверху и внизу он обозначен белым цветом. Ледник - это главная достопримечательность севера, ну после фьордов, конечно. Он лежит огромной наскальной шапкой, все эти горные реки, водопады и озера - плод его метаболизма, а языки льда в некоторых местах спускаются до точек в пределах досягаемости обычного невооруженного туриста.
Наш путь лежал к языку Нигардсбреэн, на котором специально обученные люди помогают необученным почувствовать себя альпинистами. С тех пор, как на довольно безобидном с виду леднике погибло несколько человек, там разрешают ходить только с инструктором. Есть несколько маршрутов, мы записались на самый легкий - для детей 8+. Тали исполнилось 8 за неделю до этого, а Ор на полгода старше. В группе было 12 человек - нас шестеро, и еще, кажется, две норвежские семьи, по крайней мере детей было еще двое, лет по 12-13.
Маршрут расписан на полтора часа плюс 45 минут ходьбы к леднику и столько же от него, плюс лодка через фьорд (можно тоже пройти пешком по берегу, еще час). Все эти переходы были рассчитаны на быструю ходьбу длинными ногами по камням и буеракам без остановок. Малорослая неспортивная Тали, которая пыхтела над каждым камнем, в расчеты не вписалась.
Но вначале все было мило и спокойно. Всем нам примерили и подогнали по ноге "кошки"
...и выдали по ледорубу, а детям еще и каски.
Харон лодка-перевозчик. Слева от Алика сидит проводник-непалец. Все как у настоящих альпинистов!
Видите в правой верхней части язык ледника? Туда мы и идем. По буеракам.
Как только мы вышли из лодки, проводник как втопил! Мы некоторое время пытались за ним поспевать. Тали всю дорогу непрерывно проклинала все вокруг. Вначале - теплую одежду, которую в первые минуты я не знала, куда деть, ведь в руках кошки, ледорубы и еще сама Тали, а потом, когда Алик забрал мои и ее железки, и я сняла с нее постепенно шапку, перчатки и куртку, проклятия перекинулись на страну Норвегию и ее собственного отца, который ее сюда зачем-то привез. Через полчаса она начала давать оценочные характеристики ситуации в целом. "Это что, называется отдыхом?" - вопрошала она на весь фюльке. "Это не отдых! Это работа! Я не хочу это делать, даже за деньги! Папа за это еще и платил? Зачем? Он меня не спросил! Я хочу лежать на кровати и смотреть тик-ток!" И так всю дорогу без перерыва. Это не гипербола, она не замолкала ни на секунду. Я пыталась ее урезонить: "Тали, ты тратишь силы на разговоры, а нужно идти". - "Я не могу идти молча!" - вопило возмущенное дитя. "Это помогает мне идти! Хотя я не понимаю, зачем!" Все это на двух языках и хорошо поставленным голосом (голос у нее весьма громкий). Где-то в середине пути я пообещала ей конфеты по возвращении в караван, если она пойдет дальше. Она стребовала еще разрешение назавтра никуда не идти, а лежать и смотреть тик-ток. Весь день, мама! Ты слышишь?
Через час, когда мы уже выбились из сил, а наша группа пропала из виду и мы не знали, куда дальше идти, за одним из камней обнаружилась регулировщица! Она втащила Тали на очередной валун, и вдали показался ледник и группа, которая, уютно разместившись, ждала нас. Как только мы всех догнали, их отдых закончился, что вызвало новый поток возмущенных воплей Тали, смысл коих заключался в том, что все отдыхают, а она должна идти без перерыва, и это совершенно нечестно.
Тем временем группа снова скрылась из поля зрения за подъемом. Мы брели в сторону ледника, ориентируясь по каким-то деревянным вешкам, вбитым в землю, Тали громко ругалась, Алик гремел тремя ледорубами. Внезапно из-за камня возник проводник, забрал у меня Тали, а у Алика ледорубы, и повел нас каким-то замысловатым, но вполне приемлемым путем. Тали держала его за руку и шла молча - ее знаний английского не хватало на продолжение беседы. Так, молча, мы и догнали группу, которая опять отдыхала - уже у самого ледника. Тали обрадовалась: дошли. И тут я объяснила ей, что собственно поход начнется как раз с этого места.
- Что? - не поверила она своим ушам. - А ЭТО что сейчас было?
- Можем туда не идти, - сказала я ей по секрету. - Останемся здесь. Хочешь?
Но тут Таня выдала ей шоколадку, и произошло волшебство - дитя ожило, надело пояс, карабин, кошки, вооружилось ледорубом и твердо заявило: пойдем. (с этого момента я тоже начала носить шоколадки с собой, в качестве топлива, иногда это работало.)
Странного вида тетка на заднем плане - это я. Тали под каску не налезала ее шапка с помпонами, пришлось поменяться с ней головными уборами.
На первом же шаге Тали упала и ушибла ногу о торчащий камень. К счастью, не сломала, а просто набила здоровенный синяк на голени (к тому же она может в любой момент приложить к ушибу лед), и мы вскарабкались на вырубленную в леднике лесенку. Проводник по мере поднятия на ступеньки прицеплял всех друг к другу в связку, мы были последние. Думаю, он надеялся от нас избавиться еще в начале пути - через минут 15 подъема он подошел к нам и сказал: вы можете сейчас спуститься с ледника сами и подождать группу здесь. Но если пойдете дальше, то придется пройти весь маршрут - дальше этой точки возврата нет.
Тали некоторое время молча раздумывала. Внизу не работает телефон. Все будут гулять по льду, а мы сидеть на камнях без тик-тока. Наверху, может, дадут еще шоколадку. Вслух сказала: я и хочу, и не хочу. И нога болит.
- Давай, - говорю Алику, - мы останемся, а ты пойдешь.
Алик наотрез отказался. Не идти, так уже всем.
Я шла первой из нас троих, поэтому взялась за свой карабин, чтобы отцепиться.
- Нет, - мрачно сказала девица, - я пойду.
И пошла.
Конечно, она шла медленнее всех. Ругалась практически на каждом шагу. Время от времени верещала. Проход по нашей вине растянулся на два часа вместо полутора. Время от времени все останавливались, чтобы ее подождать. (В один из таких моментов Таня ухитрилась нас сфотографировать. Я всю дорогу вообще не знала, где мой телефон!) Один раз Тали упала и улетела бы вот в такую расщелину, как на фото внизу, если бы не была в связке. Петля ледоруба соскользнула с ее руки, и он плавно, как в замедленной съемке, туда скатился, провожаемый взглядами всей группы.
Незадолго до верхней точки пошел ледяной дождь, довольно сильный. Тали начала энергично проклинать холодный ветер, каску (пришлось снять, ибо ремешок вымок, обледенел, и стал резать ей шею), больную ногу и свою несчастную жизнь. Но на вершине ее укутали шарфом, дали посидеть, шоколадку и бутерброд :) И жизнь наладилась.
Это я в состоянии прострации. Молилась только о том, чтобы дитя дошло до финиша в здравом уме и не простудилось - шея у нее от ледяного ремешка каски тоже как-то обледенела.
Вниз мы спустились уже совсем мокрые от дождя сверху и снега снизу, но страшно довольные, что все целы, и принялись сдирать с себя амуницию. Девочки из нашей группы, не зная английского, показывали Тали лайки, сердечки и ободрительно улыбались. К моменту нашего избавления от снаряжения в поле зрения уже никого не было, и мы отправились к пристани по деревянным вешкам и азимуту. Назад идти было намного легче - все-таки вниз, - но по тем же камням. Тали находилась все еще на адреналине, но его количество снижалось от шага к шагу. В тот момент, когда она села на камень и сказала "дайте отдохнуть", появился проводник, который предупредил, что последняя лодка отходит в 17.30, и если мы опоздаем - надо будет идти пешком. Это добавило Тали адреналина, и она практически побежала впереди нас. Надо ли говорить, что прибежали-то мы на пристань хоть и последние из группы, но за полчаса до предпоследней лодки :)
На фото - Таня и Ор (до восхождения), справа от них проводник. Мы потом с ним немного поболтали, он приезжает в Норвегию на лето, а в остальное время работает дома, в смысле - в Непале. На Эверест поднимался один раз.
А это просто фотографии Нигардсбреэн с разных норвежских пабликов. Лед там в самом деле такой - черный, ноздреватый, крупинчатый, но прочный. Расщелины внутри загадочно светятся синим. Со всех сторон вытекают водопады. Очень впечатляет.
Тали делает селфи в ожидании лодки.
Кемпинг Jostedal (Юстедаль?) встретил нас раскисшей стоянкой и дождем, но зато и горячим душем, удобной кухней и деревенским ароматом навоза. И березками! Фотография самого кемпинга у меня вышла крайне странная.
А это его фото из интернета :)
Завершение дня - Тали наконец-то может полежать в кровати (нашей, потому что ее все еще прибита к потолку), съесть целых 5 шоколадных конфет и посмотреть тик-ток.