Музей деревянного зодчества Малые Корелы. Часть 1 - Каргопольско - Онежский сектор

Nov 04, 2019 13:05


Каргополье - южная часть Архангельской области. По сравнению с остальными районами Русского Севера климат там мягче, лето теплее и продолжительней, потому одно из главных занятий жителей тех мест - земледелие. Основные культуры, которые выращивали в Каргополье - ячмень, рожь, овес, также широко были распространены горох и лен.
Каргопольско-Онежская земля - обширный регион, расположенный вдоль течения реки Онеги. Равнинный ландшафт, выход к морю делали этот край очень привлекательным для заселения.




Колокольня из деревни Кулига-Дракованово, Сольвычегодского уезда, Вологодской губернии (или современной Архангельской области) является одной из самых древних колоколен башенного типа. На камни - валуны, которые не дают прогнивать нижним венцам, установлен низкий, приземистый четырехгранный сруб - четверик. На нем покоится мощный восьмигранный сруб - восьмерик. К верху восьмерик расширяется, образуя повалы, на которых расположена звонница.
Колокольня является самым древним памятником в музее. Специалисты определяют время её постройки концом XVI века.




Венчает колокольню восьмигранный шатёр со шлемовидной главкой.


Венчает колокольню шатер, на который, минуя «шейку», посажена «главка». Отсутствие шейки является особенностью данного памятника. Главка покрыта лемехом.


На восьмерике расположена звонница, куда на балках подвешивались колокола. Звонница опирается на резные столбы.


На центральной площади Каргопольско - Онежского сектора расположен архитектурный ансамбль из села Кушерека Кушерецкой волости, Онежского уезда, Архангельской губернии, состоящий из Вознесенской церкви (1669 год) и колокольни (1854 год).


Вознесенская церковь построенная в 1669 году - один из ярких образцов кубоватого храма. Кубом называют тип четырехгранного покрытия сложной формы. Куб венчают пять глав, покрытых лемехом. Центральная глава установлена на декоративной крещатой бочке, покрытой гонтом. Четыре главки расположены на углах куба.
Основной объём церкви - высокий сруб-четверик с повалами. Окружающие его с трёх сторон алтарный прируб и галереи визуально утяжеляют основание храма. С восточной стороны к церкви примыкает мощный алтарный прируб, крытый большой «бочкой» с городчатым лемехом.


С восточной стороны к церкви примыкает мощный алтарный прируб, крытый большой «бочкой» с городчатым лемехом. Торжественность и выразительность церкви придаёт высокое двусходное крыльцо, крытое двух скатной кровлей. Кровля поддерживается четырьмя столбиками, украшенными декоративной резьбой., и является образцом кубоватого храма, широко распространённого на реке Онеге и побережье Белого моря.


На втором этаже находилась летняя, не отапливаемая, церковь, где располагались два придела, освящённые в честь Ильи-пророка и святой Параскевы.


Кровля кубоватого храма напоминает четырёхгранную луковицу, на которой расположены пять глав, центральная из которых символизирует Иисуса Христа, угловые - евангелистов: Иоанна, Луку, Матфея и Марка. Главы покрыты деревянной черепицей - лемехом.


Великолепная позолоченная иконостасная рама в барочном стиле выполнена в 1910-1911 гг. иконостасным мастером Павлом Александровичем Шишовым. Образа написаны северными иконописцами.


Кушерецкая колокольня, 1854 год, из села Кушерека, Кушерецкой волости, Онежского уезда, Архангельской губернии. Это типичная девитистолбная колокольня. В её основании лежит высокий рубленный «в обло» сруб-четверик, на котором базируется небольшой восьмигранный сруб-восьмерик. Постройку венчает восьмигранный шатёр. На нём, на барабане-«шейке» цилиндрической формы, установлена шлемовидная главка. Главка и барабан покрыты лемехом.


К верху восьмерик расширяется, образуя повалы, на которых расположена звонница. Постройку венчает восьмигранный шатёр. На нём, на барабане-«шейке» цилиндрической формы, установлена шлемовидная главка. Главка и барабан покрыты лемехом.


Часовня - это храм без алтаря, в котором не могли совершаться церковные таинства, а служили только «часы» - молитвы, приуроченные к определённому часу. Читали их сами крестьяне. Отсюда и название постройки - часовня. ЧПоэтому в часовнях н: крещения, венчания, отпевания и другие. Для исполнения различных треб и особенно на молебен в день приходского праздника в часовню приглашали батюшку.
Часовня св. Макария Унжеского и Желтоводского, Чудотворца, XVIII века деревня Фёдоровская, Каргопольского уезда, Олонецкой губернии (или современной Архангельской области). Часовня относится к типу клетских часовен. Основание часовни представляет собой сруб высотой в три венца. На нём размещён невысокий сруб-клеть, окружённый с трёх сторон крытой галереей. В двух скатную кровлю врублена главка, стоящая на барабане-«шейке». Главка покрыта лемехом и увенчана восьмиконечным крестом. Часовня имеет небольшую звонницу. Её шатровую крышу поддерживают восемь столбов, в которые врублены стенки невысокого ограждения.


Часовня Ильи Пророка XVIII век, деревня Мамонов Остров, Каргопольского уезда, Олонецкой губернии (или современной Архангельской области) - была построена на месте удаленного сенокоса жителей деревни. Часовня относится к типу клетских часовен. В основе её лежит четырёхугольный сруб-четверик, с трёх сторон окружённый галереей. Архитектура памятника проста и лаконична. Красоту её очертаниям придаёт клинчатая кровля с переломом, причём скаты крыши служат и кровлей галереи. В центре кровли врублена небольшая шейка с главкой. Шейка и главка покрыты лемехом. Главка увенчана восьмиконечным крестом.


Дом-двор - типичная усадьба северного крестьянина. Особенность ее - размещение жилого крестьянского дома и помещений для содержания скота в едином блоке, а зачастую ир под одной общей крышей.
Дом крестьянина Я. А. Попова, XIX век, деревня Погост, Мелентьевской волости, Каргопольского уезда, Олонецкой губернии (или современной Архангельской области).


Дом крестьянина Ф. А. Полуянова, 80-е гг XIX века, деревня Гарь, Ошевенской волости, Каргопольского уезда, Олонецкой губернии (или современной Архангельской области). Следует отметить, что этот дом рассматривался как временное жилье крестьянской семьи, пострадавшей от большого пожара и был построен всем миром. Вследствие этого дом можно считать образцом усадьбы северного крестьянина-бедняка.
Дом - пропорциональный четырехстенок, жилой этаж в три окна высоко поднят над землей на глухом подклете. С внутренней стороны бревна гладко затесаны на высоту человеческого роста. Потолок и пол сделаны из колотых пластин.
В хозяйственной части (на заднем плане) на первом этаже содержали скотину, на втором этаже располагалась поветь для хранения сена. На поветь снаружи ведут уменьшенные одностворчатые ворота, через которые подавали сено при помощи вил непосредственно с воза.


Наличники окон простые, не украшенные резьбой


В доме минимум украшений: резьбой украшены лишь причелины, охлупень простой


Дымник.


Хозяин усадьбы занимался берестяными изделиями - на втором этаже избы его мастерская


Изба топилась по черному - в сыром и холодном северном климате это позволяло сушить одежду и снасти прямо в избе, а также предохраняло стены дома от гниения. В противоположном от печки углу («красном углу») находится икона. На время топки печи икону закрывали полотенцем, чтобы защитить от сажи


Жилая часть зимней половины дома. Мебель самодельная


Дом крестьянина-середняка М. А. Третьякова, вторая половина XIX века, деревня Гарь, Ошевенской волости, Каргопольского уезда, Олонецкой губернии (или современной Архангельской области).
Дом, рубленный «в обло», сруб - четырехстенок на высоком подклете. Тип соединения жилой и хозяйственной части - нечистый «брус». Кровля двух скатная «по потокам и курицам». Изба расположена на втором этаже. Вход в дом устроен по боковому фасаду. Справа от входа расположена клеть-кладовая и зимняя изба. На второй этаж ведёт лестница. Сени соединяют «чёрную избу» с горницей и клетью-кладовой. Проход между горницей и клетью ведёт на поветь.




На поветь снаружи ведёт взвоз, позволяющий завозить воз с сеном прямо на поветь. Взвоз является характерным элементом усадьбы северного крестьянина.




Наличники в доме также не украшены


В отличие от дома Ф. А. Полуянова на доме М. А. Третьякова резьбой украшены и причелины и курицы и центральное полотенце, охлупень также содержит простую резьбудоме украшены узорчатыми распашными ставнями, фактически являющимися наличниками, они неподвижны, главное их назначение - защита оконных косяков от влаги. На крыше летней «белой» избы (слева вверху) - кирпичная труба, на крыше зимней «черной» избы (справа вверху) - дымник


Дом-двор Третьякова сохранил архаичную систему отопления «по-чёрному». Печь в избе не имеет кирпичной трубы-дымохода. Дым при топке печи поднимался под высокий трапециевидный потолок, остывая, опускался и вытягивался через волоковое окно над печью, соединённое деревянным коробом с трубой-дымником на крыше.



А в противоположном от печки углу висят иконы. Икон в красном углу больше, также висит лампадка. Полотенце защищвет иконный угол от сажи.




Семья М. А. Третьякова могла позволить себе «городскую» мебель


Дом зажиточного крестьянина А. Ф. Пухова, первая треть XIX века, деревня Большой Халуй, Ошевенской волости, Каргопольского уезда, Олонецкой губернии (или современной Архангельской области). Жилая часть представляет собой высокий симметричный сруб на «две избы». Слева расположена летняя изба. Печь в ней топили по-белому. Об этом свидетельствует кирпичная труба на крыше. Справа - зимняя изба. Она отапливалась по-чёрному. Дым выходил в деревянный дымник на крыше.


На уровне чердака устроена «вышка» (светёлка) - летнее неотапливаемое помещение. В ней пили чай, «гостей уводили на отдалённый разговор». Все окна в
Сзади хозяйственной части расположен крытый взвоз для завоза сена на поветь



Особую красоту фронтону дома придают резные причелины. На стыке причелин вместо традиционного полотенца сделано ажурно-лучевое солнце - «ветриница» - своеобразный оберег.



Хозяйственная часть дома соединена с жилой Т-образной связью (в плане дом-двор похож на букву Т). В отличие от домов Полуянова и Третьякова здесь крыши у жилой и хозяйственной частей дома отдельные.



Жилая и хозяйственная части дома соединены между собой через небольшие одноэтажные сени с собственной крышей. Сени также имели вход



Сзади хозяйственной части расположен крытый взвоз для завоза сена на поветь



Амбар из усальбы М. А. Терентьева.
В амбаре хранилось зерно, мука, семена для весеннего сева, а у некоторых наиболее зажиточных крестьян и излишки зерна, оставляемые для продажи. К амбару предъявлялись особые требования: надёжные стены сруба, массивная дверь, мощные косяки, сложный кованый замок - всё это предназначено для защиты содержимого амбара не только от стихии, но и от «лихого люда». На Каргополье амбары ставились в усадьбе на виду, под неусыпным оком владельца.


Колодец - журавль


Колодец с воротом из усадьбы Я.А. Попова


Колодец с воротом из усадьбы М.А. Терентьева
Продолжение

#путешествия, #достопримечательности, #Россия, #Архангельск, #фотографии

Previous post Next post
Up