В мастерской художника. Сергей Александрович Алимов

Sep 25, 2013 08:10

Лидия Степановна Кудрявцева беседует с Сергеем Александровичем Алимовым - художником-иллюстратором, мультипликатором, главным художником Театра кукол им. С. Образцова:

image Click to view


16.09.2013
Съемка - Александра Кириллина

Статья "И горечь, и печаль, и радость, и сатира..." Лолы Звонаревой и Лидии Кудрявцевой в журнале "Страстной бульвар, 10", выпуск №7-157/2013:

Если спросить народного художника России, лауреата Государственной премии РФ и многих международных, главного художника Государственного академического центрального театра кукол им. С. В. Образцова Сергея Алимова, что встает перед его мысленным взором, когда он закрывает глаза, он ответит: дом на Зубовском бульваре. Он видит детскую комнату и заклеенные крест накрест белыми бумажными лентами окна. Они с братом и няней вернулись от дедушки в еще военную Москву 1942 года. Ему пять лет. Мама, Наталья Яковлевна Гембицкая, была художником детской книги. И не сосчитать, сколько поколений первоклашек постигало «Букварь» с ее рисунками. «Я очень любил маму, и мне нравилось все, что она делала». Мальчиков Наталья Яковлевна воспитывала по всем правилам хорошего тона.
Отец - Александр Сергеевич Алимов - известный архитектор. Сергею было всего четыре года, когда отец прочел ему гоголевского «Вия». Так приходила любовь к русской литературе, к золотому веку дворянской культуры, сохранившаяся на всю жизнь, как и любовь ко всему новому, неожиданному, самобытному.
Дедушка художника - Сергей Семенович, проживший до глубокой старости, чрезвычайно одаренный, основательный человек. Мальчик из крестьянской семьи стал художником-живописцем, окончил Училище живописи, ваяния и зодчества. Он преподавал рисование и черчение в брянской гимназии и в коммерческом училище, в 1919 году сменил город на сельскую жизнь: в Бортникове на природе легче прокормить шестерых детей, брат отдал ему каменный двухэтажный дом. Сельский храм расписан им, и живопись он не забывал, особенно портретную.
Юный внук любил рисовать по воображению. Рисовал войну, выдумывал бытовые сценки. Уже тогда просыпалось в нем ощущение своего пути, будущего призвания художника.
Добавим к родственному творческому букету двоюродную бабушку, художницу-кукольницу Марию Яковлевну Артюхову, последнюю ученицу Константина Коровина перед его эмиграцией в Париж. Она зачаровывала мальчика и юношу своими куклами, которые непременно ему показывала прежде, чем их отправить в Ленинград в знаменитый театр кукол Деммени. Припомнит Сергей Александрович эти посещения, когда станет главным художником кукольного театра им. С. В. Образцова. Когда-то бабушка начинала работать над куклами вместе с молодым Сергеем Образцовым, затем их пути разошлись, и Мария Яковлевна начала сотрудничать с ленинградским театром. А сегодня нестареющие бабушкины куклы висят в алимовской мастерской...
С благословения отца и матери поступает Сергей в Московскую среднюю художественную школу. Учебу в СХI он вспоминает с удовольствием, с еще большим - ВГИК, куда, предъявив рисунки к Ремарку, поступает через пять лет на факультет, готовящий художников-постановщиков мультфильмов. Анимационное кино было, по его мнению, «кладезем метафор», возможностью реализовывать фантазии, работать с литературой «по воображению».

Когда режиссер Союзмультфильма Федор Хитрук пришел во ВГИК в поисках художника для нового фильма, ему указали на студента Сергея Алимова. Ему было двадцать четыре года.
Первые два «взрослых» фильма принесли Алимову признание художника «новой волны» в отечественной мультипликации. Это были «История одного преступления», ставшая в 1962 году его дипломной работой, и «Человек в рамке», который появится через четыре года и заклеймит бюрократа, «бумажного человека».
Оглушительную славу принес Алимову мультфильм «Каникулы Бонифация». Мультфильмы «Каникулы Бонифация» и «Топтыжка» положили начало работе Сергея Александровича для детей - в книге и журналах.
В 1964 году он станет членом Союза кинематографистов, в 1968-м - членом Союза художников. Успех его гоголевских работ (и салтыково-щедринских, и гофмановских) на выставках был неизменен. А один успех закончился чисто по-гоголевски. Алимовская иллюстрация к «Носу», где Ковалев так эффектно пересекает Дворцовую площадь, встречаясь со своим возгордившимся носом, остроумно придуманным, была похищена на Франкфурской книжной ярмарке прямо со стены. Кражу оценили в четыре тысячи долларов! Вор выбрал работу Алимова из четырехсот, выставленных на ярмарке. «Своеобразная форма признания», - посмеиваясь, прокомментировал художник после того, как шедевр был отобран у злоумышленника и в целости возвращен на место.
«Историю одного города» М. Салтыкова-Щедрина ему хотелось воплотить в серию мультфильмов, каждый из которых был бы посвящен одному градоначальнику. Вместе с талантливым режиссером Валентином Караваевым, они успели сделать лишь один короткий фильм - «Органчик». Но и он слишком злободневно прозвучал в брежневскую эпоху. Продолжить задуманный цикл мультипликацинных портретов градоправителей не позволили: чиновники от Госкино увидели опасные аллюзии. Серия из «Истории одного города» осталась в станковых листах и в двадцати шести иллюстрациях к книге, выпущенной в 2010 году петербургским издательством «Вита Нова». А на экране появился сделанный вместе с тем же Валентином Караваевым «Премудрый пескарь» и стал образцом воспроизведения классики в мульткино.
Есть у друга Сергея Александровича, художника театра Владимира Серебровского наблюдение, совпадающее с убеждениями Алимова. Задача художника - не разрушить созданный читательским воображением образ, скажем, Ковалева, Манилова или Собакевича, или того же градоначальника, а, напротив, утвердить его, ведь нет большей радости для художника, если зритель скажет: «Это похоже». И нет большего счастья для художника, чем возможность оживить великое творение литературы.
В 2011 году, по заказу издательства «Вита Нова», Алимов выполнил сорок иллюстраций к первому и второму тому «Мертвых душ», исполнив их в редкой тиражной, новой для него технике - шелкографии.
Гоголь описывал Россию из «прекрасного далека» - сочинял похождения Чичикова в Риме. Летом 1841 года приехал к нему сердечный друг Павел Васильевич Анненков, оставивший выразительный словесный портрет Гоголя тех лет. Этого Гоголя мы и видим на рисунке Алимова. Гоголь дан силуэтом, в профиль, в полный рост. Он по-европейски щеголеват, с романтическим бантом на груди, с цилиндром в одной руке и тростью - в другой, в знаменитой крылатке. Глядя на алимовский портрет, понимаем справедливость утверждения Анненкова: «Он был прост перед своим кругом, добродушен, весел, хотя и сохранял тонкий, может быть, невольный оттенок чувства своего превосходства и своего значения».
Обаяние алимовского Гоголя вдохновило руководителей Московского драматического театра имени Н.В. Гоголя использовать портрет как логотип театра - на программках, на билетах и даже на фирменных бокалах. В течение многих лет зрителей приветствовал у входа воспроизведенный на плакате в два человеческих роста силуэт Николая Васильевича, словно вернувшегося из римского далека в старую Москву. На голове у Чичикова в иллюстрациях художника мы увидим, возможно, тот самый цилиндр, что держит в руках алимовский Николай Васильевич.
Задорный авантюризм - качество, сближающее автора поэмы с ее главным героем. Да и мы - в себе, в окружающих - обнаруживаем ту или иную черточку гоголевских героев поэмы, увиденную в жизни писательским оком. Гоголь писал о своих персонажах: «...герои мои потому близки душе, что они из души; все мои последние сочинения - история моей собственной души».
Гоголевская и алимовская ирония имеют сходную природу: оба смеются над несовершенством мира, храня в душе христианский идеал и взыскивая гармонию, высмеивая самоупоенность бездуховности, стремящейся заполонить все окружающее пространство. Мы ощущаем востребованность иронии в обществе начала третьего тысячелетия. Философ Ортега-и-Гассет в «Дегуманизации искусства» предвидел: «Я очень сомневаюсь, что современного молодого человека может заинтересовать стихотворение, мазок кисти или звук, которые не несут в себе иронической рефлексии».
Ощущение театральной сцены появляется в иллюстрации Алимова к «Мертвым душам», где две двери, осторожно приоткрытые упрятанной в многочисленные рюшечки, оборочки и бантики Коробочкой и ее старой служанкой, воспринимаются как легкие декоративные панели, разбивающие пространство большой сцены на замкнутые отдельные каморки. Над «сценой» опять нависает фрагмент темной шторы с тремя складками - подобие театрального занавеса. Зритель предупрежден: Чичиков вновь разыгрывает спектакль одного актера, надеясь на солидный гонорар - переданные в его пользование мертвые души. По-театральному подробно и убедительно разработаны в иллюстрациях «задники» с изображением провинциального города и деревушек, где особняки с колонами местной знати соседствуют со скромными церквушками и колоколенками - упоминание о них так часто встречается в «Мертвых душах» (особенно во втором томе). Как мечтал Гоголь о том, чтобы именно церковь стала для его современников подлинным духовным центром, организующим вокруг себя российское пространство!
Сергей Александрович Алимов так комментирует свои работы: «Хотя я воцерковился в зрелом возрасте, в моей семье всегда были живы православные традиции, так же, как и любовь к нашему замечательному искусству и литературе - Гоголю, Пушкину, Салтыкову-Щедрину, Чехову. И размышляя над их книгами, я пытаюсь честно в чем-то разобраться, что-то понять и в них, и в нашей жизни, и в себе самом, конечно. Это же очень непростая литература, порой противоречивая, там есть и горечь, и печаль, и радость, и едкая ирония, и сатира. А ведь, если вдуматься, только великий народ может позволить себе смеяться над самим собой...»
Театральное решение пространства естественно для Алимова. Он немало работал и продолжает работать как сценограф. Еще в 1966 году, вместе с другом, московским художником Михаилом Ромадиным, для Московского театра сатиры оформлял спектакль «Теркин на том свете» (режиссер - В. Плучек), вскоре запрещенный цензурой. Его успел увидеть Твардовский, через год ушедший из жизни. Эскизы декораций к двум актам - «Стол проверки» и «Парк культуры», выполненные Алимовым белилами, гуашью с использованием аппликации, стали собственностью дочери писателя - Ольги Твардовской.
В 1967 году Алимов сделает белилами и гуашью эскиз декорации к пьесе «Путешествие Гулливера» (по одноименному роману Д. Свифта), поставленной московским Театром-студией киноактера. В 1971 году - в той же технике - выполнит эскизы декораций для Московского областного драматического театра, поставившего комедию «С легким паром» Э. Брагинского и Э. Рязанова.
Четыре эскиза декораций - «Единая установка», «Дом Джильды», «Пролог», «Тюрьма» (сегодня они хранятся в Государственном центральном театральном музее) сделал Алимов для Государственного академического театра им. Моссовета, поставившего в 1972 году пьесу Л. Николаи «Черный, как канарейка».
В Центральный кукольный театр имени С. В. Образцова Сергей Александрович был приглашен главным художником в 1999 году. Здесь Алимов станет художником-постановщиком гоголевской «Ночи перед Рождеством», пушкинской «Пиковой дамы», спектакля, приуроченного к столетию С. Образцова «Великий пересмешник» (по мотивам книги воспоминаний «По ступеням памяти»), веселых сказок для малышей про Винни-Пуха и братца Кролика. В последнее время художник напряженно работает над эскизами декораций к бессмертному «Дон Кихоту».
...Глядя на иллюстрацию Алимова к «Мертвым душам» с изображением крупным планом капитана Копейкина, интересно узнать, что еще до Гоголя антиправительственную сатиру «Послание к другу» написал поэт-воин, герой Отечественной войны 1812 года Сергей Никифорович Марин: «Служи Отечеству, твердят нам с юных лет,// Люби Отечество, твердит весь белой свет...// А службой верною, любовию к нему,//Что можешь ты найтить? - найдешь костыль, суму...»
Сергей Марин, родной брат прапрадеда художника по отцовской линии, считается основоположником русской политической литературы. Увлечен он был и современным ему театром. Член «Беседы любителей русского слова» издавал журнал «Драматический вестник» (вместе с А. А. Шаховским, Д. И. Языковым, К. Н. Батюшковым, А. Н. Олениным, князем С. А. Ширинским-Шихматовым), писал в стихах послания к Крылову, бывал у Державина и дружил с Денисом Давыдовым.
Историки литературы видят прямую связь этих стихов С. Н. Марина с гоголевской «Повестью о капитане Копейкине», первый вариант которой был запрещен цензурой: «Бесконечные войны наполеоновского времени разбросали по лицу земли сотни тысяч беспризорных калек, обреченных за любовь к родине собирать милостыню или умирать под забором. Поэтому «Послание к другу», как и позднейшая гоголевская «Повесть о капитане Копейкине», является вечным укором царскому правительству, не сумевшему оценить и материально обеспечить вышедших из строя героев Бородина, Малоярославца и Лейпцига».
Бравый вояка капитан Копейкин изображен художником с добродушной усмешкой, но и не без скрытого сочувствия - иначе почему «вознесся выше он главою непокорной александрийского столпа»?
Художник небезразличен к тем давним событиям: из семьи его предков Мариных три родных брата участвовали в Бородинском сражении. Прапрадед Алимова Аполлон Никифорович Марин, автор изданных в Воронеже книг «Песни и разсказы изъ военных походов» (1873), «Русские богатыри. Заветная книжка для ратных людей и народа русскаго» (1872), писал в предисловии к «Краткому очерку истории лейб-гвардии Финляндского полка»: «Предки наши передавали потомству славные дела и подвиги своих соотчичей в рассказах и песнях, и повествования о людях знаменитых переходили из уст в уста, не умирая в потомстве, и воспламеняя дух новых поколений к новым подвигам, и мы жили в век славы и помним чудные подвиги наших соотчичей».
Под звуки сочиненного Сергеем Никифровичем Мариным марша лейб-гвардии Преображенского полка русские войска 19 марта 1814 года торжественно входили в Париж. Спустя годы в Зимнем дворце этот гимн звучал ежегодно 25 декабря - сразу после благодарственного молебна.
Избрав с ранних лет путь художества, Алимов неизменно и преданно верен ему. Будучи Председателем комиссии по театрально-декорационному искусству Союза художников России, он сказал, обращаясь к участникам одной из театральных выставок: «Наша профессия уникальна. Мы на равных со сценаристами, режиссерами, операторами участвуем в создании фильма или спектакля. Они могут уйти из репертуара, состариться, не выйти в прокат. А эскиз декорации, кукла, костюм продолжают жить абсолютно самостоятельно. Никогда не устареет то, что сделано художником». Сергей Александрович Алимов утверждает это всем своим творчеством.

художники, Алимов, видеоархив

Previous post Next post
Up