Сериал "Шерлок": блеск и нищета телевидения.

Jan 18, 2012 14:31


«Не нагоняйте тоску и думайте. Это теперь сексуально». - Шерлок Холмс

Только что, буквально в прошедший понедельник, закончился показ второго сезона британского сериала «Шерлок», созданного БиБиСи. Блистательного сериала. Сериала, который вызывает по-детски искреннюю радость. Да так, что поглощенный этой радостью, даже не замечаешь недостатков. Удовольствие, полученное от просмотра, с лихвой их покрывает…

Я написал немало сценариев для российских детективных сериалов. Вполне себе приличных и рейтинговых сериалов. Вроде «Следа» или «Возвращения Мухтара». И я понимаю, как функционирует эта кухня. Но, несмотря на весь свой скептицизм насчет современного телевидения, я разве что не прыгал и не хлопал в ладоши во время очередной серии «Шерлока».

«Шерлок - это дерзкое шоу»  - руководитель отдела телесериалов в Би-би-си Бен Стивенсон



Вот они - Холмс и Ватсон в современном Лондоне

Первый сезон был настолько безоговорочно ярким и удачным, что стало не по себе - как бы авторы не надорвались! После такого начала им легко было споткнуться и оказаться в луже банальщины и дурновкусия, потеряв при этом все свое остроумие. Актеры, характеры героев, съемки, музыка, титры, комментирующие сюжет, ироничная игра в классику - всё в первых трех сериях было хорошо и стильно. И ни одной критической гримасы - "Ну, это вы братцы того..."

«Не говорите вслух, вы понижаете айкью всей улицы!» - Шерлок Холмс

И вот, наконец, второй сезон! "Скандал в Белгравии" еще лучше. «Собаки Баскервиля», «Рейнхенбахское падение»… Да это уже игра не только в литературную, но и в киноклассику! Все жанры здесь - и шпионский боевик и психологический триллер и блокбастеры про супергероев.

И как всё обыграно - только начинаешь морщится от банального превращения блестящего Мариарти в занудного доктора Зло, пытающегося захватить власть над миром с помощью идиотского компьютерного суперкода… А тут - Бац! - и переворот:

«Неужели ты думал, что секретный код действительно существует и  что с помощью такого кода можно вскрыть все компьютеры мира?! Я разочарован!» - Джим Мариарти.

И всё! Все глубокомысленные шпионские триллеры мира позади. И ты снова прыгаешь в восторге на стуле перед телеком…

И что удивительно - после кинотворения Гая Ричи с Дауни мл. лучше не открывать первоисточник. Все равно не узнаешь. А после сериала с Камбербатчем и Фриманом рассказы Конан Дойля узнаваемы и даже как-то по-новому прочитываются...

Одним словом, это тот самый случай, когда легкое телеразвлечение становится произведением искусства...

И это на фоне наших теледостижений, начиная с «Пусть говорят» и заканчивая самым рейтинговым сериалом - «Глухарь». Вы получали кайф и ощущение детской радости (не путать с детской неожиданностью) от просмотра «Глухаря»?

А если вы думаете, что не надо путать сериалы с программами, то сильно ошибаетесь. То же БиБиСи создало, например, программу Топ Гир, эмоции от просмотра которой вполне напоминают эмоции, полученные от «Шерлока»! В чем же тут дело? Почему содержимое «ящика для дураков» так отличается? И в чем секрет сериала «Шерлок»?

Может быть в той самой неожиданной адаптации всем известной классики к нашему времени? Шерлок Холмс - молодой англичанин в современном Лондоне! Круто! Купится вся подростковая аудитория…

Не без этого. Но идея не нова. И вообще, когда у Конан Дойля доктор Джон Ватсон и Шерлок Холмс познакомились, то Холмсу в этот момент было около 27 лет, а Ватсону 29. Молодые и современные (на тот момент) люди…

А может быть, секрет в личности главного персонажа? Появился новый герой на ТВ!



социопат Холмс

Несмотря на маргинальную репутацию и образ жизни, Шерлок - счастливый человек. Ему решительно комфортно быть таким, каков он есть, как бы социум не высказывал свое "фи". Согласитесь, это чертовски захватывающе - история о счастливом социопате. (Стивен Моффат, один из авторов сериала и авторов сценария)

Ну да, и это тоже имеет значение. Как и увлекательная игра со зрителем в стили и жанры… Но главный секрет, как мне кажется, в другом. Все дело в принципиально разных подходах к созданию телепродукта.

У нас - Чего хотят? Вот этого? Отлично! Гоним чего хотят, и как можно быстрее, пока смотрят. И никакой отсебятины! Ничего не поделаешь - мы все зависим от рейтинга.

У них - Мы придумали интересную идею! Теперь добьемся, чтобы этого захотели все. И торопиться не будем - делать надо тщательно. Ведь рейтинг зависит от нас!

Необходимо, чтобы получили развитие отношения Шерлока и Джона. Ведь вам нужно двигаться дальше…(Марк Гэттис, еще один из авторов сериала и сценарист, а так же исполнитель роли Майкрофта Холмса, про работу над вторым сезоном)

Вы никогда не сможете создать ничего по-настоящему достойного, если сядете работать с мыслью: "а чего же хотят люди?". Вы должны знать, чего хотите вы сами. А если в результате ваши желания совпадут с желаниями публики - то это роскошь и удача. (Стивен Моффат)

Поэтому «Шерлок» - это показательный пример совершенно НЕ российского сериала. Нашими продюсерами ничего подобное в ближайшее время снято не будет. И наоборот. Если что-то подобное мы снимем - значит в российской телеиндустрии произошла, наконец, революция.

Одно только непонятно - что они будут делать в третьем сезоне?! Неужели прыгнут еще выше? Или все-таки бесславно сядут в лужу? В самом деле, куда же выше! А ведь третий сезон уже объявлен. Как-то боязно за них...
Previous post Next post
Up