ФИЛЬМ "ВЫСОЦКИЙ. СПАСИБО, ЧТО ЖИВОЙ": ВЫСОЦКИЙ КАК АВАТАР БЕЗРУКОВА

Jan 16, 2012 15:41



В декабре 2011 года, когда все смотрели фильм Петра Буслова по сценарию Никиты Высоцкого «Высоцкий. Спасибо, что живой» и вдохновенно обменивались своими по-детски яркими и непосредственными эмоциями, я впервые посмотрел «Аватар» Джеймса Камерона (по-моему, последний из жителей планеты Земля). А в январе, когда страсти на тему «Маска, я тебя знаю!» уже улеглись, и всем стало совершенно ясно, что Высоцкого сыграл Сергей Безруков, я пошел смотреть фильм Буслова.

Лучше бы я поступил как все и посмотрел бы отечественный блокбастер на свежую голову, уже забыв «Аватар», но еще не зная всех тайн фильма про Высоцкого. Меньше было бы противоречивых впечатлений. Но, с другой стороны, тогда я бы ничего не написал. А теперь мне есть, на что обратить ваше внимание…



Два Высоцких - какой настоящий?

Фильм получился по-голливудски увлекательным и динамичным. Интересный сценарий, крепкая режиссура и прекрасно переданная атмосфера Союза конца семидесятых. Но мне кажется, что этого поразительно мало для фильма о Высоцком!

Авторы все время рассказывают не о том! Все время пропускают главное и фокусируют внимание на второстепенном. Какой-то тотальный промах. Достаточно уже того, что масштаб личности главного героя фильма, сорокалетнего актера и певца, по замыслу авторов, очевиден, потому что его фамилия Высоцкий. Всем должно быть известно априори, что Высоцкий бог и гений.

Но для молодого человека, который знает только фамилию Высоцкого и с десяток его песен, показанный на экране персонаж ни разу не великий, не личность и не поэт. Ну, ширнулся на гастролях - с кем не бывает? То, что могло быть небольшим эпизодом, расползается до размеров главного события в жизни.

Но дело не только в этом. Авторы фильма, по-моему, так и не смогли разрешить ту сложную дилемму, перед которой сами себя и поставили - мы имеем дело с реальностью или с фантазией? Основанная на реальных событиях, но все-таки во многом придуманная, нафантазированная история, оказалась вполне образной:

Конфликт между свободным Поэтом и его Гонителем, состоящим на службе. Поэт умирает в результате злоупотреблений и физической истощенности. Но слаб, в результате, оказывается не он, а как раз суровый Гонитель, потому что нет в нем душевной силы и веры. Воскрешение Поэта и его проникновенные слова, которые Гонитель подслушал в своих сомнительных целях, меняют верного служаку. Потому что наполняют его душу…

Красиво и убедительно!  Но вряд ли в реальной жизни именно такие слова и именно в такой ситуации говорил Высоцкий. И вряд ли именно такой КГБшник их услышал и вряд ли именно так как в фильме себя повел. Песни и личность Высоцкого - верю, меняли людей! Но несколько сказанных слов? Вряд ли. Да и откуда их в точности вспомнить? Нет, это больше похоже на миф или даже притчу.

Тем более, что и та поездка в Узбекистан была в реальности другой. И Павел Леонидов (персонаж, которого играет Максим Леонидов) уехал в США в середине семидесятых и в 1979 году организовывал гастроли Высоцкого в США, а не в Узбекистане. И Татьяна Ивлева, которую играет Оксана Акиньшина - выдуманный персонаж (ее прообраз совсем другой - Оксана Афанасьева).  И Севы Кулагина, которого замечательно сыграл Иван Ургант, в реальности не существовало. Он чем-то похож на режиссёра Ивана Дыховичного, чем-то на актёра Всеволода Абдулова, друзей Высоцкого…

Но раз так - может быть, и самого Высоцкого не обязательно было с маниакальным упорством воспроизводить на экране максимально приближенным к действительности? Зачем весь этот сыр-бор с дорогостоящим гримом?

Можно было бы всех, включая Высоцкого, спрятать за псевдонимами, уточнив, что история основана на реальных событиях из жизни Владимира Семеновича. Всем было бы ясно, что это за актер и певец такой, приехавший на гастроли в Узбекистан. И достигли бы авторы высот притчи…

А хотите реальности - хорошо, пусть будет по театральному честная «игра в Высоцкого». Я верю, что актеры справились бы! Безруков играл бы самого Высоцкого, а Ургант, Леонидов, Панин, Астрахан и Оксана Акиньшина тех самых реальных персонажей… Но только реальных, а не придуманных, как в фильме! И пусть внешне они отличаются - это не должно пугать…

Однако, меня не отпускает ощущение, что главной целью авторов фильма было именно воссоздание на экране предельно похожего внешнего облика Высоцкого. Дабы собрать на этом аттракционе максимальную кассовую прибыль. И я бы даже не сильно переживал по этому поводу (цирковые представления и аттракционы тоже приятное развлечение), если бы идея удалась… Но увы!

Образ Высоцкого воссоздан с использованием высокотехнологичного и уникального силиконово-пластикового грима и технологий компьютерной обработки изображений. Идентичности голоса удалось достичь также с помощью цифровых технологий. (Википедия)

Нет! Лично я всего этого не заметил. Я увидел маску, от которой так и не смог отстраниться. И было несколько моментов, когда мне ясно бросилось в глаза - вот Сергей Безруков в маске Владимира Высоцкого и с голосом Никиты Высоцкого. И всё тут же распадалось на мелкие безжизненные кусочки…




А потом я узнал и подробности о самой маске:

Я видела, как сын (Никита Высоцкий  - С.Г.) хвастается тем, что, добиваясь для актера наибольшего сходства с Высоцким, они сделали копию из силикона с посмертной маски Володи, которую я сама сняла. Это не только скандально, а даже страшно. И если бы я была верующей, я бы сказала, что это грех. (Марина Влади)

Тут уж история вообще потеряла всяческий смысл для меня. И от прекрасной изначально задумки осталась только дурацкая мысль - так ведь Высоцкий это аватар Безрукова на Пандоре Петра Буслова!

Вот говорили же мне - будь как все, не выпендривайся, и жить станет легче! А «Аватар» надо было смотреть три года назад, как все это сделали.

аватар, кино, высоцкий

Previous post Next post
Up
[]