Сетецентрическая система управления ВС России и необходимые меры по ускорению развития
автоматизированных систем управления войсками (силами)
Уважаемый Махмут Ахметович! Уважаемые товарищи!
Свой доклад решил начать с Ветхозаветной притчи, в которой поведано, как пастушья праща позволила Давиду победить могучего Галиафа раньше, чем он успел достать свой меч. Эта ситуация мне напоминает уничтожение Советского Союза, военная мощь которого оказалась бесполезной против новых средств и способов борьбы.
Думаю, все согласятся со старым как мир положением, что слабый физически может одолеть сильного, если выбранные для решения задач средства и способы их применения соответствуют сложившейся обстановке и создают превосходство над противником.
И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю. Так одолел Давид Филистимлянина пращою и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида. Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсёк им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали.
Первая книга Царств
Технический прогресс значительно увеличил скорости сбора, обработки и передачи информации, это привело к возможности резкого сокращения времени работы командиров и штабов при реализации цикла управления. В этих условиях побеждает тот, кто предвосхитит развитие обстановки, опередит противника в действиях. Например, Глобальная информационно-управляющая сеть МО США, обладая рядом свойств, позволяет американцам превосходить нас при решении задач управления с помощью АСУ. Обратите внимание на слайд 2, где наглядно показано преобладание синего цвета над красным при реализации основных функций управления. Кроме того, наличие этой сети позволяет американцам находиться в постоянном поиске оптимальных структур органов управления, создания распределённых пунктов управления, совершенствования сетевых методов управления, информационного обеспечения задач.
Слайд 2. Факторы эффективного управления
Реализация закона зависимости форм и способов решения задач от применяемых средств породила концепцию "Сетецентрической войны". Вокруг этой концепции не прекращаются дискуссии. Лично я являюсь сторонником тех, кто употребляет понятие
"сетецентризм" не применительно к содержанию военных и других действий, а применительно к методу обработки информации, к принципу управления. На третьем слайде показана его сущность от автора теории.
Материальной основой принципа выступает информационно-коммуникационная сеть, которую можно представить как результат бесшовной интеграции сетей управления, разведки и поражения. Сетецентризм позволяет существующий с давних времён принцип сосредоточения сил и средств на решающем направлении трансформировать в принцип сосредоточения усилий каждого субъекта управления, добиться синергетического эффекта за счёт организации взаимодействия между всеми субъектами, участвующими в решении задач. В результате чего боевой потенциал военной организации страны не тождественен простой сумме потенциалов отдельных своих элементов, а превышает эту сумму.
Слайд 3. Сущность сетецентризма
Передовые государства, разрабатывая современные теории, определяющие новый порядок решения задач, используя принцип сетецентризма и унифицируя применяемые силы и средства, вплотную подошли к порогу, за которым количественные показатели объектов управления перерастают в их качественное совершенство. На четвёртом слайде представлен перечень этих концепций.
Слайд 4. Концепции сетецентрических войн (вооружённых конфликтов), разрабатываемые военно-научными школами ведущих иностранных государств и военных блоков
В стратегии национальной безопасности Российской Федерации также официально закреплено, что военная организация государства сегодня претерпевает существенные изменения и развивается в направлении создания так называемой триединой системы обеспечения национальной безопасности, то есть военной, государственной и общественной безопасности России под общим руководством Президента - ВГК.
В Минобороны России уже выполнен ряд мероприятий для претворения в жизнь этого решения. Так, в январе прошлого года Министр обороны представил президенту России план обороны страны, при этом он доложил: "Над планом работал большой коллектив всех министерств и ведомств, а если говорить точнее - 49 министерств и ведомств. Отработаны все детали, все фрагменты. План согласован со всеми. Но самое главное то, что этот план учитывает и перспективу, и дальнейшее развитие, в том числе и реализацию государственной программы вооружения".
Судя по докладу, решение одной из трёх задач, а именно - военной безопасности, организовано. Остаётся: определить способы, привлекаемые силы и средства для решения других двух задач в увязке с первой. И, конечно же, создать эффективную систему управления, способную реализовать принцип сетецентризма при решении "триединой задачи", функционирующую в единой сети.
Если речь вести об обороне государства, то думаю, бессмысленно возражать, что упомянутые 49 министерств и ведомств, имея свои роль и место в плане обороны страны, должны быть взаимосвязанными элементами системы управления. Однако этого положения добиться будет очень проблематично, так как существует ряд законодательных противоречий, базовых и системных проблем. Их можно выделить в ряд блоков, представленных на пятом слайде:
Слайд 5. Проблемы построения информационно-управляющей сети
Первый блок - законодательные противоречия. Их достаточно много сейчас, а в случае изменения структуры, объёма, алгоритмов решения задач, состава привлекаемых сил и средств количество этих противоречий значительно увеличится.
Второй блок проблем определяется отсутствием адекватного информационного обеспечения решаемых задач. Имеющиеся источники информации различных уровней и принадлежности не позволяют оперативно и в полной мере использовать добываемую информацию по причине несовершенства применяемых алгоритмов и принципов обмена, несоответствия требований информации, несовершенства системы связи. Например. Наша космическая группировка усиливается, технологии совершенствуются, набирает обороты новая научная дисциплина - геоиконика, но при этом порядок доступа к информации, полученной отечественной орбитальной группировкой, сохраняется прежний, и поэтому, как правило, полученная информация запаздывает, теряет свою актуальность.
Третий блок связан с низким качеством и эффективностью современных средств автоматизации и коммуникации. Несмотря на то, что данная проблема артикулируется представителями нашей военной школы уже полтора десятилетия, серьёзных подвижек в этом направлении нет. Работа по стандартизации и унификации программно-технических средств, системы протоколов обмена данными, отчётных информационных документов идёт разрозненно, вне рамок единой идеологии. Во многом такая ситуация объясняется тем, что в отличие от американцев мы всё ещё не смогли построить отлаженную систему реализации прорывных технико-технологических решений, в том числе и тех, что разрабатываются гражданской промышленностью. Мы не обладаем подобными механизмами поиска, отбора и дальнейшего масштабирования технологий, а потребители вооружений и военной техники работают с тем, что предоставляет промышленность. Это дополнительно порождает целый комплекс организационных проблем, объединённых в четвёртом блоке.
Например, сейчас разработчики средств автоматизации и коммуникации самостоятельно не могут, да и не стремятся к изменению алгоритмов решения задач, решаемых с использованием АСУ, главная их цель - максимизация прибыли за счёт реализации наиболее доходной части изделия, то есть создания технической основы систем. В результате недостаточно своевременно и качественно происходит оптимизация организационных структур для эксплуатации созданного изделия, нет действенной системы его внедрения.
Опытная эксплуатация автоматизированных систем осуществляется в формированиях, имеющих набор задач, которые по своей важности - для командиров - преобладают над задачей испытания АСУ. Как следствие, войска, решая свои основные задачи, находясь в рамках прежних, традиционных условий и документов, регламентирующих их деятельность, не зная возможностей и порядка применения нового продукта, не имея достаточного количества специалистов для эксплуатации системы, в лучшем случае её игнорирует, а в худшем - отторгают.
Практика армии США показывает, что применение сетецентризма приводит к децентрализации управления и резкому возрастанию роли каждого субъекта, что неминуемо меняет теорию и практику управления.
Подобный опыт имеется и у нас. В 2003 году в ОГВ(С) на Северном Кавказе принцип сетецентризма был реализован даже при отсутствии современных средств связи и автоматизации, это стало возможно благодаря ряду факторов:
- небольшой и хорошо знакомый район действий;
- наличие необходимых сил и средств для решения задач;
- достаточное материальное обеспечение решаемых задач.
Например, для решения огневых задач имелся набор сил и средств, который включал в себя бомбардировочную, штурмовую, армейскую авиацию, артиллерию. Огневые позиции артиллерийских батарей, находившихся в минутной готовности к открытию огня, располагались так, что практически весь район действий находился в зоне их огня. Для управления этими средствами имелась группа комплексного огневого поражения. Обращаю внимание, не набор НРВ и С, а группа, которая с учётом незначительного объёма задач, по существу, работала как неплохая автоматизированная система управления. У неё имелась необходимая информация - подобие "базы данных", так как боевые задачи решались не первый день, то велась и "база знаний" с типовыми вариантами решения задач. Всё это с появлением цели обеспечивало её поражение в считанные минуты. Думаю, никто не будет возражать, что в этом примере мало что напоминает существующий порядок подготовки и решения огневых задач в объединении.
Подчеркну, что в этом примере существующая проблема наличия большого количества объёмных, зачастую ненужных документов, которые перегружают и без того загруженные органы управления, линии связи, снижают коэффициент полезного действия системы, была решена.
Президент
Академии военных наук генерал армии Махмут Ахметович Гареев часто повторяет сокровенную фразу: "Беспорядок автоматизировать нельзя". Иными словами, до тех пор, пока современные средства управления будут адаптироваться в теорию и практику военного дела середины прошлого века, до тех пор будут зря тратиться бюджетные деньги, теряться время и дискредитироваться сама идея автоматизация.
Пятый блок проблем связан, во-первых, с техническими сложностями интеграции средств поражения в общую сеть, которая позволит нивелировать отставание от противника по силам и средствам за счёт такого нематериального фактора, как информация. Во-вторых, для завоевания информационного превосходства необходимо дезорганизовать информационно-коммуникационную систему противника. Для этого необходимы соответствующие силы и средства, в том числе и функционирующие на новых физических принципах и способные к эффективному противоборству в кибернетическом пространстве.
Однозначно, все эти проблемы когда-то придётся решать и создавать систему управления, модель которой представлена на шестом слайде. Функционирование этой системы должна обеспечить сеть, способная интегрировать все силы и средства различных уровней управления: стратегического, оперативного и тактического, привлекаемых к решению "триединой" задачи.
Слайд 6. Иерархическая сетевая модель перспективной системой управления обороной государства
Создаваемый
Национальный центр управления обороной государства, на мой взгляд, мог бы быть идеальной площадкой для разработки перспективной системы управления обороной и безопасностью государства, функционирующей на принципах сетецентризма. При этом при создании такой системы считаю необходимым учесть ряд принципов:
1. Не касаться и не привлекать к экспериментам существующие системы управления до тех пор, пока не будет создана соответствующая им замена.
2. Для выработки единой идеологии, архитектуры перспективной системы управления, а также для её разработки и создания, для проведения эксплуатационных и оценочных испытаний, последующего внедрения этой системы необходимо сформировать минимально достаточную организационную структуру, способную обеспечить реализацию функции целеполагания, а также функционирование механизма взаимодействия с наукой и промышленностью.
3. Вся деятельность по созданию перспективных систем управления должна быть жёстко регламентирована и предполагать персональную ответственность должностных лиц за конечный результат.
Доклад закончил, спасибо за внимание.
Самое обсуждаемое на страничке:
Национальная гвардия или Национальный резерв? [мозговой штурм]
Читайте также:
Выступление генерала армии М. Гареева на военно-научной конференции Академии военных наук Выступление НГШ ВС России В. Герасимова на военно-научной конференции Академии военных наук О возможном слиянии Минобороны и МЧС И снова о целесообразности создания НЦУОГ Сетецентризм - как к нему прийти? Что же такое сетецентризм, и как к нему прийти? [мнение экспертов ИА REX]
Что же такое сетецентризм, и как к нему прийти - часть I [мнение генерал-майора С. Канчукова]
Что же такое сетецентризм, и как к нему прийти - часть II [мнение генерал-майора С. Канчукова]