Уважаемые читатели, мне, как человеку, который самым живым образом интересуется теорией и практикой
кибернетического и
информационного противоборства, было очень любопытно выслушать доклад на тему "Противодействие информационным и кибернетическим угрозам", с которым выступил на военно-научной конференции
Академии военных наук вице-президент академии, член Военно-промышленной комиссии при Правительстве России генерал-майор Игорь Анатольевич Шеремет. Поэтому с большим удовольствием рекомендую вам ознакомиться с первой частью его статьи "Киберугрозы России растут", опубликованной в газете
"Военно-промышленный курьер".
Источник Киберугрозы России растут
Ситуация в этой области изменяется в лучшую сторону гораздо медленнее, чем того требует развитие геополитической обстановки
Игорь Шеремет
В 1993 году в Буэнос-Айресе состоялся конгресс Международного союза электросвязи, на котором вице-президент США Альберт Гор ввёл в оборот понятие глобальной информационной инфраструктуры (ГИИ) и предложил всем странам при лидирующей роли США приступить к работе по её формированию. Сегодня крайне интересно сопоставить представления двадцатилетней давности о глобальной информационной инфраструктуре и угрозах для безопасности России, которые, как мы тогда полагали, могли бы возникнуть в результате вхождения нашей страны в ГИИ, с тем, что оказалось в действительности.
Коллаж Андрея Седых Примерно через два года после инициативы американского президента начать формирование глобальной информационной инфраструктуры при Совете безопасности России была образована межведомственная рабочая группа по анализу данного вопроса и выработке предложений относительно позиции России, которую планировалось довести до американской стороны в рамках комиссии Гор - Черномырдин. В рабочую группу вошли представители СВР, ФСБ, ФАПСИ, МВД, Роскоминформа, аппарата Совета безопасности, ведущих профильных организаций РАН и ОПК. Автору этих строк, который представлял Министерство обороны и имел к тому времени определённый опыт исследования возможностей использования ГИИ для решения ряда задач по профилю своего научно-исследовательского института, было поручено возглавить эту группу. В течение нескольких месяцев соответствующий документ был разработан. Прошло без малого 20 лет. Что изменилось за это время?
Новая реальность
Во-первых, в этот исторически короткий период ГИИ не просто стала реальностью, а превратилась в глобальную инфосферу, динамику развития которой уместно оценить по количеству адресатов её технической основы - глобальной метасети Интернет. Развитие коммуникационной инфраструктуры Интернет (сетей персональной связи и телекоммуникационных супермагистралей, в первую очередь спутниковых и волоконно-оптических) в сочетании с экспоненциальным ростом числа устройств, использующих Интернет, в достаточно близком будущем приведёт к появлению так называемой концепции Интернета вещей (Internet of things) ёмкостью порядка 100 миллиардов единиц.
Во-вторых, многократно выросло количество объектов техносферы, использующих Интернет в качестве единой коммуникационной среды функционирования распределённых технических систем, образующих так называемые критические инфраструктуры (КИ), от состояния которых зависит жизнедеятельность целых государств и регионов земного шара, - энергетическую, топливную, транспортную, оборонную, производственную, банковско-финансовую, жилищно-коммунальную, госуправления и другие.
В-третьих, многократно выросло влияние инфосферы на индивидуальное, групповое и массовое сознание. Ещё в 2006 году в США затраты рекламодателей на рекламу в Интернете превысили аналогичные затраты на рекламу по телевидению. Фактически это означало, что Интернет стал средством номер один воздействия на сознание. С развитием социальных сетей возможности по использованию Интернета для разнообразного недирективного управления группами и массами людей многократно возросли.
В результате создалась новая реальность, в которой объекты глобальных техносферы и антропосферы оказались подвержены целому спектру ранее не существовавших угроз, источником которых является полносвязность ГИИ: каждый её адресат имеет физическую возможность информационного обмена с каждым. При этом наличие в терминальных устройствах (смартфонах, планшетниках, персональных компьютерах, разнообразных сенсорах) и средствах сетеобразования (серверах, маршутизаторах) как непреднамеренных, так и диверсионных дефектов (то есть эксплойтов или заблаговременно имплантированных программных и схемных операционных мин) делает инфосферу источником не только тотального контроля и утечки конфиденциальных сведений в сторону центров организации этой деятельности, но и масштабных техногенных катастроф.
Читать статью полностью... Самое обсуждаемое на страничке:
Национальная гвардия или Национальный резерв? [мозговой штурм]
Читайте также:
Выступление генерала армии М. Гареева на военно-научной конференции Академии военных наук Выступление НГШ ВС России В. Герасимова на военно-научной конференции Академии военных наук Выступление генерал-лейтенанта С. Скокова на военно-научной конференции Академии военных наук О методах ведения информационной войны [мнение]