Уважаемые читатели, написание
Критического отзыва на статью "Шойгу: Военные учения постепенно заменят на внезапные проверки" Сергея Канчукова (
kanchukov_sa) вполне закономерно совпало по времени с публикацией в газете
"Завтра" статьи
"Военная осень Балтики" Владислава Шурыгина (
shurigin) - всё-таки тогда только-только завершились российско-белорусские учения "Запад-2013". В этой замечательной статье Владислава Шурыгина я нашёл подтверждение некоторым своим тезисам, сформулированным в упомянутом критическом отзыве.
Считаю целесообразным прокомментировать отдельные места из статьи "Военная осень Балтики", которые вполне вписываются в логику моих критических замечаний, являются подтверждением того, что военные учения могут быть прекрасным способом информационно-психологического воздействия на вероятного противника, а также того факта, что показные занятия ("показуха") вполне могут использоваться для натаскивания личного состава к выполнению конкретных боевых задач. Но обо всём по порядку.
Владислав Владиславович очень метко подмечает обеспокоенность натовских офицеров - иностранных военных атташе, традиционно стремящихся посетить все российские выставки вооружений и учения:
"Рядом несколько натовцев - судя по эмблемам и флагам, прибалты, - негромко переговариваются на русском. Похоже, что русский для них, несмотря на натовскую солидарность и все протоколы, ещё долго будет средством межнационального общения…
- …А если у них тут будет не четыре, а двадцать четыре таких корабля? - Негромко произнёс один. Два других посмотрели на него с нескрываемой озабоченностью…
…И нынешние российско-белорусские учения - это "пробник", с которым постоянно будут сверяться натовцы, с которыми будут сравнивать действия своих войск. Озабоченность на лицах натовских офицеров явно свидетельствует о том, что после этих учений в сценарий своих им придётся вносить много корректив…"
Как мне представляется, Владислав Владиславович полностью солидарен со мной в том, что выверенная и хорошо спланированная демонстрация силы может инициировать, породить определённое настроение у вероятного противника в лице обычных, всегда улыбающихся иностранных военных наблюдателей, волнение которых обязательно будет передано в виде докладных записок и шифрованных телеграмм вышестоящему командованию. Полагаю, что демонстрация силы вполне способна нагнать тоску не только на прибалтийских военных атташе, для которых русский по-прежнему язык межнационального общения, но и на офицеров и генералов наших заокеанских коллег, на всех наших партнёров.
Кроме того, в ситуации, описанной выше, в присутствии военных представителей иностранных государств и журналистов какой-нибудь русский главнокомандующий вполне мог бы невзначай задать вслух следующий вопрос: "Пётр Петрович, а сколько у нас десантных кораблей в наличии на театре и сколько тебе нужно времени, чтобы осуществить высадку морского десанта с их одновременным применением? А давай попробуем?"
И если такое решение будет принято (решение, безусловно, заранее спланированное и согласованное, обеспеченное материально), и факт такого "незапланированного" десантирования свершится, то это будет означать в глазах иностранных военных атташе только одно:
- части и подразделения морской пехоты готовы к выполнению задач самой высокой сложности;
- всё, что связано с планированием и осуществлением морской десантной операции, приведено в надлежащий вид.
Кроме того, масштабы десантирования и решаемые задачи в ходе него наглядно покажут, что мы в действительности можем, а также насколько желаемое, которое обычно отражается в планах, соответствует реальному положению дел.
Поверьте, при подобном раскладе дел не останутся в стороне и наши наблюдатели - российское информационное пространство просто взорвётся после такого неожиданного решения. И это просто не может не сказаться положительно на морально-психологическом состоянии наших граждан, на их уверенности в своих защитниках.
Вот ещё одно место из репортажа Владислава Владиславовича, на которое стоит обратить особое внимание: "Море буквально на глазах раскачало до штормового… "Показуха", как на военном сленге называют такие показные занятия, за считанные минуты превратилась в полноценную высадку, причём в сложнейших условиях".
Обратите внимание, что всего двух месяцев "натаскиваний" хватило, чтобы подготовить военнослужащих к выполнению весьма сложной задачи - десантированию. Кстати, о том, что личный состав был подготовлен неплохо, можно судить по тому, что в достаточно сложных погодных условиях, которые сильно отличались от табличных, задача была выполнена и при том - выполнена без потерь, что для меня самое главное.
Кроме того, прошу заметить, что в данном конкретном примере я заострил внимание на выполнение задач частями и подразделениями морской пехоты и только. Но в статье "Военная осень Балтики" имеются несколько подзаголовков - "Информация к размышлению" и "Послесловие к шоу", в которых автор обращает внимание читателей на то, что в ходе учений успешно выполнялись и другие задачи, причём не менее сложные.
Полагаю, что в данном случае имеет смысл задаться вопросом: так ли необходимо увеличивать срок службы военнослужащим срочной службы? Мне представляется, что нам сегодня в масштабах всех Вооружённых Сил России необходима действенная система подготовки войск (сил) и контроля её эффективности. Создать подобную систему достаточно просто, а слаженные и отработанные действия наших морских пехотинцев - яркое тому подтверждение. Кстати, впервые я пришёл к пониманию необходимости такой системы ещё в молодые лейтенантские годы, во многом к этому меня подтолкнул в далёком 1982 году Герой Советского Союза, командующий Туркестанским военным округом генерал-полковник Юрий Павлович Максимов. (Более подробно данная тема освещена в статье
"Тактические учения и маневры").
Вот на что ещё хотелось бы обратить внимание, уважаемые читатели. Владислав Шурыгин пишет:
"В знакомых за десятилетия службы силуэтах "бэтээров" было что-то непривычное. И память послушно подсказала: башни! На бэтээрах морской пехоты были незнакомые башни - высокие, с длинными, в четверть корпуса, стволами. Это же БТР-82А! Для повышения огневой мощи на них установлены унифицированные боевые модули с тридцатимиллиметровыми автоматическими пушками. Значит, балтийцев уже перевооружили. Здорово!
Сразу вспомнилось звено Су-34, обрабатывавшее позиции "террористов" в самом начале "показухи". Тоже новые! Значит, разговоры о перевооружении - это не пустой звук. Оно идёт, и вполне зримо".
Здесь хотелось бы отдельно подчеркнуть, что в ходе учений командованием, а точнее сказать - военно-политическим руководством страны, российской и мировой общественности было наглядно продемонстрировано, что несмотря на многочисленные трудности финансового и экономического плана, несмотря на страшный кадровый голод и нигилистическое отношение некоторых критиков, перевооружение идёт! И это очень важно. Так что "показуха" может быть вполне успешно и в этом направлении информационного противоборства.
Закончу свой разбор следующими словами Владислава Шурыгина: "Армия учится воевать, армия восстанавливается после тяжелейшего удара, нанесённого по ней в предыдущие годы. И в рамках этой парадигмы учебный бой - шоу на "Хмелёвке", имеет право на существование как показное учение сил флота".
И я под этим словами известного российского журналиста подписываюсь.
Читайте также:
Тактические учения и маневры Критический отзыв на статью С. Канчукова "Шойгу: военные учения постепенно заменят..." О рецензии на статью "Шойгу: военные учения постепенно заменят..." [автор - генерал-майор С. Канчуков]