Один из последних выпусков программы "Однако" был посвящён российскому оборонно-промышленному комплексу.
Безусловно, со многими тезисами автора передачи можно поспорить. Информация о закупке, новизне и количестве вооружений и военной техники, поступающих в войска начиная с 2008 года, преподносится тенденциозно и одностороннее.
Click to view
Но особого внимания заслуживает совсем другие тезисы. Во-первых, уважаемый журналист совершенно прав, когда говорит, что программа перевооружения позволяет обеспечивать оборону страны. Без новейших систем и комплексов, а также кадров, овладевших ими, трудно представить себе государство, способное за себя постоять.
Во-вторых, глобальное, внешнеполитическое влияние обеспечивается не только монополизмом или значительной долей на глобальных сырьевых рынках (западные политологи даже книги соответствующие начали писать, например, "Россия жмёт на газ"), но и способностью защищать силой своё присутствие на этих и других рынках. Действительно, трудно себе представить государство, которое не имеет современной мощной армии, и при этом способно одерживать победы на внешней арене.
В-третьих, оборонно-промышленный комплекс России - это средоточие науки, технологий и промышленности, концентрация невероятно мощного человеческого капитала. Следовательно, важнейшей задачей ближайшей пятилетки, быть может, даже ближайших двух-трёх лет, - сделать так, чтобы лучшие достижения из оборонно-промышленного комплекса страны постепенно коммерциализировались, внедрялись в гражданский сектор экономики. (И как тут не вспомнить знаменитый лозунг - "Даёшь пятилетку в четыре года!")
В связи с этим особый смысл приобретают слова Дмитрия Олеговича Рогозина, сказанные им во время проведения Международной выставки вооружений "Russia Arms Expo - 2013":
"… Общество, которое понимает, что мы берём большие расходы на оборону и безопасность, скажет нам спасибо за то, что мы, по сути дела, реализовав Государственную программу вооружения, поставили страну на путь новой индустриализации".
И вот здесь позволю себе не согласиться с автором программы - журналистом Михаилом Леонтьевым, который сказал, что Советский Союз не мог переносить, транслировать в гражданский сектор экономики кадры и технологии, созданные в оборонном секторе… Тезис, мягко говоря, весьма спорный. Многочисленные примеры трансферта технологий говорят, скорее, о совершенно других тенденциях (вспомним хотя бы первую в мире атомную электростанцию или программы мирного освоения космоса).
Советская Россия вполне успешно справилась с задачей индустриализации, с задачей осуществить рывок, который другие страны преодолевали по несколько столетий. Полагаю, что сравнение заместителя председателя правительства задач, которые сегодня стоят перед нами, с теми, что стояли перед нашим народом в конце 1920-х годов - является весьма показательным.
Полагаю, что сегодня очень важно, чтобы у руководителей российских оборонных предприятий на фоне объективно серьёзных побед на глобальном рынке вооружений не было того самого пресловутого "головокружения от успехов". Всегда надо помнить, что рынок ВиВТ - это невероятно ёмкий и прибыльный рынок, но ведь есть ещё и другие пути развития и расширения. В случае нашей страны предприятиям оборонно-промышленного комплекса может серьёзно помочь в осуществлении трансферта технологий государственная политика замещения импорта. Что касается борьбы на мировом рынке, то тут нам никто лёгкой жизни не обещал - придётся вновь отвоёвывать себе место под солнцем.