Шюттера. Древняя история (ч. I)

Oct 05, 2007 15:35


Ну-с, выложим кое-что вкусненькое! <потирает руки от удовольствия>

Начало шюттерской истории теряется в глубокой древности. Примерно в первой половине III тысячелетия до Хилианской Эры (Х.Э.) в плодородную долину Лазена пришли племена, которые современные исследователи называют протошютскими. Позднейшие легенды (в частности, знаменитая «Песнь о ванах» - «Вана-эйле») утверждают, что родиной древних шютов была некая северная страна «где не заходит Солнце». Это могут быть только Клидд или Шайла, некоторая часть территории которых действительно находится за полярным кругом, но подобная гипотеза сразу вызывает множество возражений, т.к. климатические условия арктического побережья достаточно суровы и вряд ли были мягче в историческое время. По крайней мере, в период наивысшего могущества Империи (III в. до Х.Э.) они были такими же, как и сейчас.
История Древнего Царства носит полулегендарный характер. Далеко не все рунические памятники к настоящему времени расшифрованы, а археология довольно-таки скупа, за исключением раскопок в Шюттеране, которые были начаты ещё в 1766 году Иоганном Инграмом, одним из основоположников научной археологии (и, между прочим, отцом великого шюттерского поэта Мартина Инграма). Инграм раскопал фрагменты царского дворца и часть древней крепости, относившиеся примерно к концу XV в. до Х.Э. - эти величественные руины до сих пор являются одной из основных туристических достопримечательностей Шюттерана. В дальнейшем интересные исследования проводились в Таутерре, Тираване и Эмденне, где в 1925-1930 гг. Эрих Нойкен установил наличие древнего порта. Вкратце можно сказать, что древнешюттерская цивилизация была весьма развитой и охватывала обширную территорию в нижнем течении Лазена, а также на восток вплоть до Проливов. Большая часть населения была сосредоточена в городах (по современным данным, в Шюттеране могло проживать не менее 300 тыс. человек), имевших форму огромного колеса: радиальные улицы сходились к центру, где были расположены святилища богов. Общество основывалось на кастовой системе, но рабовладение как для Древнего царства, так и для более поздних эпох было в целом не свойственно (при разнообразных формах прочей личной зависимости).
Древние шюты исповедовали весьма сложную политеистическую религию, о которой дошли лишь обрывочные сведения. Ясно лишь, что в XVI-XV вв. до Х.Э. произошел радикальный религиозный переворот, связанный, возможно, с какой-то масштабной природной катастрофой. «Вана-эйле» и династические хроники Древнего Царства (т.н. «Тираванский корпус») упоминают о «ниспавшем с неба огне Великого Духа Тау». Гипотеза С. Корнелиуса о падении большого метеорита никак не подтверждается - ничего похожего на метеоритный кратер в центре страны нет, более того, первые храмы Тау, вокруг которых в дальнейшем возник священный город Таутерра, были построены на возвышенном правом берегу Лазена, практически напротив старой столицы - Шюттерана. Так или иначе, при частичном сохранении функций прежних божеств, на первый план выдвинулся Небесный Отец - Великий Дух Тау, и возникла своеобразная версия монотеизма, с хорошо разработанной эманационистской метафизикой, зафиксированной в ряде дошедших до нас учёных сочинений и жреческих кодексов (уже периода Первой Империи). Ещё более любопытно, что нет практически никаких указаний на то, что этот переворот был связан с конкретной личностью - пророком или царём, религия изменилась как будто разом и сама собой. Существует множество теорий, объясняющих этот феномен, но ни одна из них не может быть признана удовлетворительной в полной мере.
В IX в. до Х.Э. (880-856 гг.) Древнее Царство пало в результате длительных неурожаев и ударов с Запада горцев Керра. Значительная часть населения страны снялась с насиженных мест и двинулась вверх по течению Лазена. Преодолевая серьёзные природные препятствия, переселенцы добрались до истоков великой реки - страны с жарким и влажным климатом, где и осели, относительно мирно смешавшись с автохтонами-негроидами. Когда 600 лет спустя Эродан создавал свою мировую империю, флинтские мулаты стали его важнейшими союзниками.
Период нестабильности на территории бывшего Древнего Царства продолжался более трёхсот лет. За это время многие элементы культуры были утрачены, разрушено большинство городов, и сама страна изменила название. Теперь она называлась Большой Керр. Однако, как это часто бывает, менее культурные завоеватели постепенно перенимали обычаи и навыки побежденных, и, в конце концов, Керрское государство во многом восстановило прежнее могущество Древней Шюттеры, а военная аристократия допустила в свои ряды представителей шютских родов. Сложнее было с религией - горцы исповедовали близкий старо-шютскому политеистический магизм, и культ Тау на длительное время отошёл на второй план. Однако в среде его приверженцев бытовали пророчества о грядущем рождении великого героя, который должен восстановить первенство Небесного Отца и принять священную и мирскую власть над страной. В ожидании этого в главном святилище Тау в Таутерре хранились реликвии Древнего Царства - корона и меч последних шюттерских царей.

( продолжение следует)

история, Шюттера, мир Эродана

Previous post Next post
Up