Кое-что об этике

Jan 07, 2007 10:14

Сейчас вспомнил спор, который был у меня довольно давно. Речь шла об этике. Моя собеседница взялась защищать тезис, что убивать - плохо. Это кажется весьма очевидным, но она утверждала, что убийство - это зло вообще всегда, в любом контексте. И это утверждение, как это часто бывает с сильными тезисами, является совершенно неверным.
Моя собеседница ( Read more... )

психология, философия

Leave a comment

Comments 44

blast_em January 7 2007, 10:28:20 UTC
Думаю что полицейского все таки сложно представить. Люди определенного мировоззрения раз, плюс есть четкое правило, полицейский отдал приказ - ты должен выполнять в противном случае он может применить оружие, возвращаясь к мировоззрению (предназначению) полицейского он сопли распускать не будет.
Что касается судебной системы основанной на прецедентах и суде присяжных, то опять таки особое применение абстракции не наблюдается. Вполне обычные люди с вполне обычными поведенческими (на данный момент) нормами.
Думается что ваша знакомая витает в каком то дзен-будизме, а полицейские все же мимо кассы.

Reply


(The comment has been removed)

gavagay January 9 2007, 07:43:43 UTC
=Кажется, вы смешиваете повседневную этику и этику поведения в экстремальных ситуациях. (По моему скромному мнению создать непротиворечивую этику второго типа невозможно.)=

Да, есть такое мнение. Оно не только ваше, его разделяла, например, Айн Рэнд, которая считала, что к экстремальным ситуациям этика неприменима. Мне, однако, эта идея представляется недоказанной.

=Что же касается ситуации с полицейским, то в его уставе наверняка будет записано=

Записи в уставе никак не связаны с моральными проблемами.

=Из чисто утилитарных соображений: поощрение решений "убить подозреваемого" ведет к моральному разложению и коррупции=

Это представляется необоснованным.

=Решить же, исходя из абстрактных принципов, морально ли убить тысячу человек, если это (по мнению убийцы) может спасти миллион -- невозможно в принципе, имхо=

А как тогда решать такие задачи?

Reply

(The comment has been removed)

gavagay January 11 2007, 07:21:40 UTC
=Человек решит исходя из обстоятельств, согласно инстинктам=

У человека нет инстинктов.

=Хотя бы потому, что невозможно достоверно определить погиб ли бы миллион человек, не убей он тысячу=

Ну да, с этим к Пиррону и Юму. Мы еще не можем знать, взойдет ли завтра Солнце и придется ли нам завтра идти на работу. Я не могу гарантировать, что клавиатура не исчезнет через секунду под моими пальцами. Не касаясь очевидных логических противоречий в этой философии, могу сказать, что ее практическая полезность равна нулю.

Reply


erpert January 7 2007, 14:55:32 UTC
Все, что заканчивается словом "... и точка" - примитивно.
Я бы сказал иначе: если можешь не убить - не убий.

Reply

gavagay January 9 2007, 07:44:17 UTC
Ага, хорошо сказано.

Reply


freakin_bogue January 7 2007, 18:21:03 UTC
а в чем проблема с тем, что принципы конкретны, но точной формулировке в рамках существующего языка не поддаются? и чем точнее вы их захотите описать, тем сильнее нужно будет усложнять язык. про это какие-то теоремы, вроде, даже есть. поэтому, как мне кажется, слишком абстрактные формулировки малополезны.

Reply

gavagay January 9 2007, 07:45:59 UTC
Невозможность точно сформулировать принципы означает невозможность им следовать - вот в чем проблема. А вывод из посылок вообще не следует.

Reply

freakin_bogue January 9 2007, 12:36:22 UTC
то есть, скажем, у обезьяны не может быть "принципов"? ее поведение непредсказуемо?

Reply

gavagay January 9 2007, 15:44:47 UTC
Обезьяне не нужны принципы, у нее есть инстинкты.

Reply


zzz23 January 8 2007, 05:00:21 UTC
Человечество, цивилизованная его часть, спонтанно пришла к разного рода максимам и убеждениям, в ценности которых нет сомнения, вернее неследование которым создает цепь проблем достаточно интеллегибельного характера, и такие максимы становятся этической нормой со временем. Не станете же вы в здравом уме питаться гвоздями для утоления голода, потому как бессмысленно и создает проблемы для желудка. Это говорит о том лишь, что эксперименты в этой области закончены, и "не убий" является наиболее рациональным поведением во всех случаях, при кажущейся нерациональности применительно к некоторым конкретным ситуациям.

Reply

gavagay January 9 2007, 07:50:04 UTC
Это неверно не только методологически (тысячи поколений леммингов прыгали в море, кто я такой, чтобы сомневаться?), но даже фактически. Далеко не все традиционные этические системы запрещают убийство вообще в любых обстоятельствах.

Reply


Leave a comment

Up